Сайт города
СВАТОВО




"Новини Сватівщини" в интернете



Оказии вокруг гимназии, или Не ругайте дождь, возьмите зонтик

Есть такое известное выражение "Король умер. Да здравствует король!" Анализируя события, происходящие в гимназии и вокруг нее, так и хочется словесно обыграть вторую часть приведенной идиомы и воскликнуть: "Да здравствует гимназия!", не прибегая к обыгрыванию первой части известного выражения. Ведь если вторая часть высказывания не вызывает сомнения и возражения, то по поводу первой - "король умер" - придется объясниться.
Родилось некое движение в защиту гимназии. Лавиноподобной волной оно начало бороться с… Вот с кем бороться? Непростой вопрос, ведь никто и ничто гимназии не угрожает. Для того, чтобы борьба носила "справедливо-народный" характер, вначале надо придумать главное - гимназии грозит опасность, некие нехорошие дяди хотят ее закрыть. И придумщики находятся…


То что "словно мухи, тут и там ходят слухи по домам, …" , - заметил еще Высоцкий. Не надо подключать всемирную паутину - интернет, чтобы их (эти слухи) разнести по домам. Для этого достаточно "беззубых старух" - по утверждению все того же Владимира Семеновича, с которым мы, естественно, солидарны. В таком небольшом городке как Сватово чиновнику "средней руки" громко произнести фразу: "Караул! Гимназию закрывают, все на баррикады!" - более чем достаточно, чтобы эта фраза на следующий день стала притчей во языцех. Вмиг возникнет боевая сотня атаманов-казаков (рядовыми никто быть не хочет), которая с шашками наголо выступит в дневной и ночной дозоры на защиту гимназии от молоха - ворога с ключами, которыми он собирается ее закрывать.
Собственно, так и произошло. Но вначале о сути.
С целью улучшения учебно-воспитательного процесса решено было на базе гимназии создать учебно-воспитательный комплекс "школа 1-й ступени - гимназия". Создание такого комплекса - вполне логичный и оправданный шаг (об этом - ниже). Но, узнав о благих намерениях, директор гимназии Л. Кривошея (которой эти намерения, очевидно, благими не показались) собрала родительское собрание, на котором были также известный "політичний діяч" В. Просин, председатель районного суда С. Юрченко, а также мэр города Е. Рыбалко. Примечательно: руководство района об этом собрании не было поставлено в известность, хотя ситуация, безусловно, требовала совместного обсуждения. И все же о проведении мероприятия стало известно, и руководители района - глава райгосадминистрации В. Мормуль, председатель райсовета Т. Бервено, первый заместитель главы РГА Л. Русанова, руководитель отдела образования И. Мазурко - на собрание пришли, чтобы в ходе беседы убедить в правильности намеченного шага.
Увы, настрой некоторых "борцов за народ" к конструктивной беседе не располагал.
Л. Кривошея убеждала присутствовавших в том, что создание комплекса стирает гимназию с лица земли и уничтожает ее дух (хотя гимназия как была, так и останется, а о том, можно ли уничтожить дух, вообще не стоит вести полемику. Дух остается всегда, если он производное от духовности).
Что говорил на собрании В. Просин, многие читатели могут представить, прекрасно зная его манеры. Главное, в чем старался убедить он присутствовавших - гимназия ликвидируется. Точно так же совсем недавно господин Просин убеждал граждан, что ликвидируется Нижнедуванская больница, а она как работала, так и работает, несмотря на осуществленную оптимизацию. Никаких ухудшений в ее работе нет.
Когда последовала реплика, что решение о перепрофилировании гимназии принимает райсовет, В. Просин сразу продемонстрировал высокое остроумие, заверив: у нас, дескать, такой райсовет, что все решают Мормуль и Бервено. Скажут они - объявить войну Китаю, объявят. Видно господин Просин не знает мнения сватовчан о себе самом. А многие сватовчане как раз уверены в обратном и говорят: если вдруг (не дай Бог, конечно) китайцы вздумают прийти на нашу землю, Просин "пожелтеет" за два дня до их прихода.
Знающие люди, специалисты уверены: преобразование гимназии в учебно-воспитательный комплекс негативно на детях не отразится. Ведь все останется таким, как и было, - будут те же учителя, те же помещения (материально-техническая база даже расширится). Ни количество педагогов, ни учащихся не сократится. Но появится новое в содержании учебы - и начальная школа, и гимназия станут единым коллективом, что обеспечит преемственность обучения.
Решение о преобразовании гимназии принадлежит ни В. Мормулю, ни Т. Бервено, к нему подводит сама логика организации учебно-воспитательного процесса.
Даже если бы кто-то собирался закрывать учебное заведение, не лучше ли в нашем цивилизованном обществе, устремленном, как подсолнух на солнце, в Европу, не хвататься за боевые шашки острой демагогии, а сесть за другие шашки, в которые "давненько не играли", и за партией оных обговорить вопрос миража насчет закрытия. Но, выйдя на тропу войны, чтобы не потерять лицо, надо "защитникам" гимназии, пусть и по-донкихотски - с ветряными мельницами, - но драться. А для этого все приемы хороши.
Тут сделаем небольшое отступление и скажем, что работа по опорочиванию власти некими "праведниками" велась в Сватово давно. Еще когда призрак закрытия гимназии не бродил по улицам райцентра, некие "шашисты" пустили в ход тяжелую артиллерию - дезинформацию и клевету в адрес главы райгосадминистрации Владимира Мормуля. Утки запускались с ловкостью барона Мюнхаузена. Первая утка - Владимир Владимирович якобы украл картины в Свистуновке - просуществовала совсем недолго, так как сами картины быстро нашлись в городском музее. Вторая утка-новость прокрякала чуть дольше - глава райгосадминистрации собирается, мол, приватизировать школу искусств… Приехала солидная комиссия, установила, что не собирается, и просто посмеялась над полетом фантазии неких воинственных сватовчан. Проанализировав ход бурной мысли и сюжетный почерк выдумщиков, члены комиссии логично предположили, что следующая утка - это полет представителя руководства района на ядре на Луну.
Но вернемся к нашим героям, что усиленно смотрят на новые ворота, которые (по их мнению) со дня на день должны появиться перед зданием закрытой гимназии. Убедившись, что обыкновенный арапинизм не проходит, они поменяли тактику и стали возражать, как шашками махать, против… школы-гимназии. Да оказалось, как сказано, что гимназию-то никто и не собирался закрывать. А разговор в стиле сыр-бор возник, повторимся, из-за желания райгосадминистрации сделать комплекс: "школа - гимназия". И здесь уже есть о чем поговорить с теми, кто, как баба-яга в известном мультфильме, кричит "против". Но вначале представимся нашим виртуальным оппонентам, которые могут с присущим им трибунным красноречием возразить: "что это за советы со стороны приехавшего из Рубежного (одного из авторов материала) журналиста да по поводу сложного педагогического вопроса. Это все равно, что лингвист будет рассуждать об устройстве радиолампы. Он не в теме и не на уровне… Это в вопросе футбола - все мужики специалисты, и каждый скажет, почему наши юноши проиграли Испании. А здесь надо как минимум владеть предметом разговора, быть в теме и на уровне". Ну, во-вторых, о Рубежном. Только в прошлом году в городе начали работать два комплекса: открыта школа-сад №5 и заработал комплекс: "лицей - колледж (РПК) - университет". Такие интеграционные и прогрессивные тенденции в городе приветствуются. И главное, то есть, во-первых, надо сказать, что он (журналист из Рубежного) - в теме. Уже 25 лет. Таков его педагогический стаж. И на приличном уровне: высшая категория, отличник образования, в 1994 году признавался лучшим учителем области. Работал в лицее, в школе, в вечерней школе, в колледже. Более десятка опубликованных научных работ по методике преподавания, в том числе, по преемственности в обучении и комплексному (бинарному) изложению материала.
"Агитаторы, горланы-главари", как сказал бы Маяковский о реальных оппонентах, с деревянных и газетных трибун с пеной у рта доказывая свою правоту, сотни раз использовали сочетание "к вопросу надо подходить комплексно". Что же теперь их испугало в родном слове, в понятии "комплекс"?

К худу это или к добру — создание комплекса "школа - гимназия"?
Вначале чисто техническая, инфраструктурная сторона. Раньше, в 1997 г., гимназия и школа №7 были единым учебным заведением - СШ №7. Находятся и школа, и гимназия на одной территории. Все здесь асфальтировано. Не надо педагогам писать маршрутные листы, а родителям не надо переживать за моменты переходов проезжей части улицы. Школа №7 - школа 1 ступени. Одна школа без среднего и старшего звена - это нонсенс. Как только гимназия и школа становятся комплексом, - первый реальный шаг помощи со стороны райадминистрации в этом направлении, о котором уже сказано, - лингафонный кабинет для изучения иностранных языков. Планируется также сразу возвести цивилизованное ограждение - еврозабор.
Это все техническая сторона. А что в учебно-воспитательном процессе? Здесь выигрывает объективное, неизбежное существование преемственности в комплексе.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Переход детей из начальной школы в пятый класс средней школы педагоги и психологи называют кризисом. Для этого есть определенные основания. Мы наблюдаем состояние детей, отслеживаем их школьную успеваемость и следим, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а сами дети - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от нас, взрослых. Чем не кризис? Это некоторый закономерный рубеж психологического развития детей, нечто связанное с логикой этого развития? Нет. У этого кризиса другое происхождение - организационно-педагогическое. Он создается логикой программ начальной и средней школы, неоправданно резким и непродуманным переходом из одной социальной ситуации в другую. Переход из начальной школы в пятый класс совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие".
Появление нескольких учителей с разными требованиями, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о "доброй" математичке или "вредном" историке. Кроме того, определенная часть детей осознает новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в пятый класс связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития. Педагоги, психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности на страницах журналов и газет. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе "детский сад - начальная школа". Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности средней общеобразовательной школы и высших учебных заведений активно заговорили в последние годы. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом возрастном периоде. Поскольку преемственность в учебно-воспитательном процессе имеет комплексный, междисциплинарный характер, ее изучением занимаются педагоги, психологи, философы, социологи, физиологи. В педагогической литературе преемственность толкуют как один из принципов образования, "который предусматривает связь и согласованность в целях, содержании, организационно-методическом обеспечении этапов образования, которые граничат друг с другом".
Сущность преемственности в воспитании заключается в том, чтобы "принудить" конструктивно работать прошлое, настоящее и будущее. Мягко говоря, странная ситуация получается. Преемственность в обучении и воспитании уже объективно заложена, неизбежна в комплексе "школа - гимназия". Как можно против этого возражать? В таких связках (комплексах) "школа - сад", "школа - гимназия" педагоги просто "обречены" на преемственность. Учитель более старшего звена обучения ходит на воспитательные часы, посещает открытые уроки с целью ознакомления с тем контингентом, с которым ему предстоит работать. Так же и учитель начального звена посещает уроки тех предметников, где предстоит в скором будущем учиться его воспитанникам. И для этого не надо ходить в другие школы, в другие микрорайоны. Все в комплексе.
Против комплекса возражать - все равно что против воспитания всесторонне развитой личности. Априори: односторонность не может быть лучше всесторонности, комплексности. За что тогда на идею комплекса навесили всех собак? Значит, главная собака не здесь зарыта. А где? Это, конечно, знает великий демагог современности, который в искусстве Цицерона собаку съел, магистр по слонам и мухам. Он, возможно, скажет, что есть и второй вариант прочтения нашей проблемы. Это существование якобы айсберга, а значит и чего-то такого, что под водой. Это идея создать узкотемность, как узкоколейку, в стиле гоголевского "…как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".
Некоторые, скажем так, сторонники промокшей женщины, подмочившей свое платье во время дождя, сокрушаются, что комплексная суть дождя - явление архивредное. Дождь должен идти только избирательно, индивидуально, дифференцированно. Дождь, который в зной полезен и радостен всем и всему: огородам, полям, цветам, деревьям, не устраивает одного человека, который, выйдя на работу, дома зонтик забыл. Это вопрос не к небесной канцелярии. Там все мудро. Там комплексно и системно. Нет смысла обижаться на дождь, надо брать с собой зонтик.

Владимир ПЕТРУШЕНКО, Сергей КРИВОНОС.

Обсудить статью в форуме


Яндекс.Метрика