Сайт города
СВАТОВО




"Новини Сватівщини" в интернете



«Если не проводить реформы, у нас не будет перспективы»
(Продолжение)

Татьяна БЕРВЕНО, председатель районного совета:
2010 год отличается от 2011 года тем, что в прошлом году мы, формируя районный бюджет, имели более одного миллиона гривен свободного остатка в результате того, что увеличили доходную часть бюджета на два с половиной млн. грн. Этот свободный остаток был сполна использован в 2010 году, но в 2011-м реально оказываемся ни с чем. Надо внимательно посмотреть на структуру нашего бюджета. 75 % - дотация. Ее никто не может изменить. При расчетах количество населения, 38 тысяч человек, было умножено на соответствующий коэффициент и получили результат. Как это делается, не является секретом, можно раскрыть газету "Урядовый курьер", где напечатаны все соответствующие формулы. И если у кого-то есть время для приглашения представителей телерадиокомпаний, то найдите его и для того, чтобы почитать эти материалы и после этого скажите: по отношению к кому поступили несправедливо при распределении бюджета?
Изменить бюджет никто не имеет возможности. Даже если будем упрашивать, ничего не изменится. Все население Украины в одинаковом положении.
25 % бюджета - собственная доходная часть. В ней в свою очередь почти 80 % - это налог с физических лиц. Вся остальная часть - это только 20 %. Из этого налога с физических лиц 70 % составляют налоги, уплаченные бюджетными учреждениями и предприятиями транспорта.
Уважаемые председатели советов, мы все с вами избраны. Принимая на себя соответствующие обязательства, одновременно брали на себя и ответственность и это должно проявляться в конкретных делах. Возможно, кому-то хочется быть автономным, отделиться от районного совета и районной государственной администрации? Ни администрация, ни депутатский корпус не будут против этого возражать. Но давайте думать, как нам "отойти" от показателя 75 % дотаций и 25 % собственных средств и добиться хотя бы ситуации "50 на 50". Пока не начнем настойчиво работать над доходной частью, чтобы самим формировать бюджеты всех территориальных громад, будем жить (день за днем, год за годом) все хуже и хуже.
Глава райгосадминистрации привел пример: в течение последних лет в районе ни разу не наблюдалось прироста населения хотя бы на несколько человек. Демографическая ситуация все время менялась в отрицательную сторону. Рождалось по 350-370 человек, умирало намного больше. Надо понять, что невозможно изменить то, что реально возникло. А ведь бюджет распределяется в зависимости от количества населения.
О работе власти во многом судят по уровню оказания медицинской помощи. Но известно, что для всей страны существует установленный показатель: на 10 тысяч населения в больницах должно быть 48 койко-мест. Давайте умножим показатели и получится, что районная медицина должна иметь 187 койко-мест. Мы же имеем 250. Контрольные цифры и расчеты получены соответственно на 187. На остальные койко-места деньги не выделяют. В районе насчитывается 85 терапевтических койко-мест, 30 - неврологических, 45 (вместе с родильным отделением) - гинекологических, 20 - инфекционных, 20 - детских и 50 - хирургических. Конечно, можно принять любое решение. К примеру - закрыть хирургию. Но как это скажется на жизни и медицинском обслуживании тех 38 тысяч сватовчан, которые проживают в районе? И скажем прямо: не койко-места определяют уровень оказания медицинской помощи. Этот уровень определяется степенью квалификации врачебного персонала.
Непростая ситуация вокруг родильного отделения. И необходимо делать выбор. Давайте оставим без изменения ситуацию в Нижней Дуванке и Мостках и закроем родильное отделение. Можем мы на это пойти? Нет, конечно, не можем.
Безусловно, в районе есть отдаленные населенные пункты, и все жители должны получать медицинскую помощь. Но она должна быть квалифицированной, соответствовать должному уровню. А поэтому давайте думать не о том, как создать ажиотаж вокруг возникшей непростой ситуации, а о том, как из нее выходить, как сделать медобслуживание эффективным. Ведь, скажем, количество ВИЧ-инфицированных в районе уже доходит до 500 человек и уже есть дети, больные СПИДом. Вот о чем надо сейчас думать - о решении актуальных проблем.
Сейчас также резко растет заболеваемость туберкулезом. Но приезжает бригада медиков в село для проведения профилактического осмотра (при этом тратится не меньше 50 литров бензина), а людей приходит - единицы. То есть, занимаются ли головы тергромад проведением работы по организации профилактики болезней? Нет.
Крайне тяжелая ситуация и с сахарным диабетом. Не случайно депутат областного совета от нашего города И. Иоффе, понимая проблемы сватовчан, поднял вопрос о необходимости создания центра диагностики стопы.
В эти дни три бригады работали по вопросу передачи фельдшерско-акушерских пунктов районному территориальному медицинскому объединению. Уважаемые председатели советов, вам на протяжении 2006-2010 годов довелось быть хозяевами в вопросе работы этих пунктов. И что получилось? Почему, скажем, в Барыкино ФАП находится в частном доме? Как это вообще может быть, чтобы прием велся на дому? А что произошло с ФАПом во Владимировке?
Если говорить о Стельмаховке, то ФАП должен быть, но с нормальным помещением, с холодильником, телефоном и т.д. Поэтому надо решать, что делать с ФАПами? Или их надо приводить в нормальное состояние, или с ними придется распрощаться, но только тогда не надо говорить, что это сделала районная власть. Никому не хочется сегодня сокращать койко-места в неврологическом отделении. Но их придется сокращать. Или разве кто-то хочет сокращать места в геникологии, оставить один "пост" в инфекционном отделении? Но это тоже надо осуществлять. И то же самое в Нижней Дуванке и Мостках…
(Далее в ходе пресс-конференции руководители учреждений, служб ответили на вопросы журналистов, а также выступили с информацией о ситуации в той или иной сфере. Публикуем основные моменты дальнейшего хода пресс-конференции).

Вопрос: Происходят ли сокращения в учреждениях РТМО, как идет этот процесс?
Д. Винтоняк, главный врач РТМО:
Сокращение численности населения в районе происходит ежегодно. Не случайно еще в 2004 году нам было направлено письмо областного главврача Ю. Хунова, в котором говорилось, что, согласно расчетов, в Сватовском районе должно быть в лечебных учреждениях 185 койко-мест. Почти такое же письмо было получено в 2006 году. И реформы по сокращению этих коек надо было начинать еще тогда. Специалисты-медики это понимают. Понимают это и главврач в Нижней Дуванке, и заведующий лабораторией в Мостках. В прошлом году в Нижней Дуванке сократили койко-места, их стало 25. Но что происходит? Занятыми, как правило, бывают максимум 10 из них. Там некоторые люди находятся годами, но не потому, что им нужно лечение, это так называемые социальные пациенты.
Надо прекрасно осознавать: больной, который ложится на стационарное лечение, должен пройти весь комплекс обследований, получить соответствующее назначение. Делается ли это в Нижней Дуванке? Нет.
Или посмотрим на гинекологическое отделение ЦРБ. Там 25 коек. А наступает ночь и остается 10-15 человек. Зачем же содержать лишние места? Вполне реально 10 коек сделать койками дневного стационара.
В неврологии — 30 коек, это тоже много. В инфекционном отделении - 2 "поста". Когда начали выяснять, оказалось, что в других районах - по 1.
Родильное отделение. В нем должно за год приниматься не меньше 400 родов. Но даже при том, что у нас их меньшее количество, ставим задачу сохранить это отделение. Сейчас полностью поменяли там оконные блоки в палатах.
Или посмотрим на терапевтические койки в Нижней Дуванке и Мостках. В расчете на 10 тыс. чел. показатель равнялся 28, после сокращения будет 16. Областной показатель - 13, а, скажем, в Кременском районе он - 14, в Старобельском -15. Т.е. показатель у нас выше, чем в области, а что мы имеем в плане медуслуг?
Так что же будет, возникает вопрос. Будет 10 коек дневного стационара. Можно класть туда людей, лечить. Но не надо же превращать отделение в ночлежки.
В городе сокращается одна бригада скорой помощи, обслуживает она 55-60 вызовов за ночь. Такие же бригады есть в Мостках и в Н-Дуванке, которые обслуживают по 5-6 вызовов. Пришлось как-то заехать в Мостки часов в 10 вечера. Там присутствовали фельдшер скорой помощи, водитель. Спрашиваю: "Сколько было вызовов?" Отвечают: "Два". "А машина где?" "В гараже". "Ну, давай, заводи". "Так я же воду не заливал",- отвечает водитель. Вот и вопрос - не растрата ли это денег, когда машина содержится, а в нее даже воду не надо заливать?
Если сделать анализ, кто из Нижнедуванского "куста" лечится в Дуванке, а кто в райбольнице, то получится, что абсолютное большинство ездит в Сватово. И мы оставили скорую помощь в поселке, чтобы человека в любое время можно было доставить в ЦРБ.
Что делать с человеком в Мостках, если, скажем, случился приступ сердца? Можно его там положить на лечение? Нет, ибо нет достаточного уровня медобслуживания. И надо председателям советов не пиаром заниматься, а организовывать, если действительно хочется показать заботу о здоровье земляков, профосмотры.
Надо заниматься профилактикой заболеваний, а как выглядит дело на практике? Приезжает машина для проведения флюорографического осмотра, в Н-Дуванке собирается 20 (!) человек. Мы несем большие финансовые потери, а результат получаем минимальный. В других районах нет такой машины с флюорографией, ее заказывают в Луганске, оплачивают при этом растраты за командировки, за бензин. Но в этих "других" районах в течение недели проходят осмотры по 80 % населения. А мы не можем 30 % обслужить. Так давайте же честно говорить о том, кто в этом виноват.
Не могу не сказать, что телевидение, которое показывало Нижнедуванскую больницу, преподнесло факт: эта больница, мол, газифицировалась силами жителей. Это не подлежит никакой критике. А как же быть с 70 тысячами гривен, выделенных из бюджета, со спонсорскими взносами, которые тоже были немаленькие?
Мы не задаемся целью "сокращать людей", а приводим систему в соответствие с нормативами. Люди, которые остаются без работы, предупреждаются за два месяца, ставятся на учет в центр занятости, все делается по закону.

Вопрос: Не будет ли сокращений в хирургическом отделении?
Д. Винтоняк:
Пока нет, но мы думаем над тем, а необходимы ли там 50 коек?

В. Мормуль, глава райгосадминистрации:
Хотел бы сказать еще вот о чем. Те деньги, которые появятся после проведения преобразований, нужно будет разумно и эффективно вложить. И в этом плане поддерживаю предложение депутата областного совета И. Иоффе о создании в Сватово центра диагностики стопы. Также будем серьезно заниматься оборудованием родильного отделения. Планируем это сделать без привлечения бюджетных средств. Ведь ситуация такова, что в прошлом году 111 сватовчанок рожало за пределами района (в Северодонецке, Луганске и т.д.). То есть существует большая проблема работы родильного отделения. Надо сделать так, чтобы наш роддом был не хуже, чем в Северодонецке или Рубежном.
Что касается сокращений, то в Н-Дуванке это коснется 22 человек, в Мостках - 12, в Сватово - 30. Мы этого не скрываем, это реалии дня. Необходимо искать средства на обучение квалифицированных специалистов-медиков, которые бы возвращались работать в наш район.

Д. Винтоняк:
Эти вопросы коснулись всех районов, и все этим занимаются. Нужно эффективное использование денег. Вот сделали у нас кардиологический блок и сколько людей получило там квалифицированную помощь!

И. Мазурко, руководитель районного отдела образования:
На сегодня в районе работает 28 общеобразовательных школ, одна вечерняя. В четырех школах приостановлен учебно-воспитательный процесс, в связи с отсутствием должного контингента учащихся. За последние три года контингент учащихся в районе уменьшился на 250 человек, в текущем году он составляет 3517 человек, в следующем учебном году уменьшится еще на 70. Несмотря на уменьшение количества школьников сеть общеобразовательных учреждений не изменилась, и в результате уменьшилась наполняемость школ. До 20 % от проектной составляет наполняемость таких школ: Маньковская (5%, обучается 16 учащихся), Верхнедуванская (15%), Рудовская (16%), Петровская (11%). Все это говорит о лишних растратах бюджетных средств на оплату коммунальных услуг и содержание помещений.
Хочу остановиться на вопросе — формирование бюджета и использование средств в учреждениях образования. Согласно законодательных документов бюджет зависит от количества учащихся, которое умножается на финансовый показатель, установленный на государственном уровне. Этот показатель в 2010 году составлял 6343 грн. на одного учащегося, в 2011 году - 6040 грн.
Фактически в расчете на одного учащего в ООШ №2 было истрачено 4792 грн., ООШ №6 - 5078 грн., в ООШ №8 - 5705 грн., в Меловатской ООШ - 5916 грн., и в то же время в Маньковской школе - 31520 грн., Верхнедуванской - 18000 грн., Рудовской - 14000 грн., Кругловской - 17000 грн., Стельмаховской - 16000 грн. и т.д.
Немало в районе школ, где в классах учится по 1-2 ребенка, но занятия все равно проходят, учителя зарплату получают и выходит, что стоимость содержания учащихся почти равняется содержанию студентов в мединститутах.
Бюджет 2010 года в образовании района составлял 29 млн. 400 тыс. грн. В связи с уменьшением контингента учащихся и уменьшением финансового показателя бюджет 2011 года составляет 27 млн. 656,6 тыс. грн. То есть на выплату зарплаты того самого количества работников и оплату коммунальных услуг не хватает более двух миллионов гривен. Какой выход из ситуации?
Первый шаг — привести сеть учреждений образования в соответствие с требованиями. Можно оставить все без изменений и продолжать отапливать почти пустые помещения в отдельных школах, смириться с отсутствием специалистов по учебным предметам (также - в отдельных школах), с тем, что материально-техническая база школ так и не будет соответствовать современным требованиям, что нужно "урезать" стоимость питания в школах (в 2011 году оно будет составлять 2 грн. против 3,5 грн. в 2010 году), экономить на энергоносителях, что приводит к ухудшению отапливаемости помещений и т.д. Но будет ли от этого лучше?
Остановлюсь и на таком вопросе как автономия школ. На примере это выглядит так. Скажем, та же Маньковская школа при соблюдении "автономии" вместо 504 тыс. грн., которые получила в прошлом году, в этом бы получила 101 тыс. 488 грн., т.е. в пять раз меньше. Хватило бы этой суммы на два с половиной месяца.
Кругловская школа вместо 478 тыс. грн. получила бы 177 тыс., этого бы хватило на 4,5 месяца. В то же время ООШ №2 вместо 2 млн. 616 тыс. грн. получила бы 3 млн. 463 тыс. грн., т.е. дополнительно 847 тыс. грн.

В. Мормуль:
Вы видите, что осуществление реформ, преобразований - неизбежный процесс, и мы должны это делать. Куда эффективней создать такую школу, где будут классы достаточной наполненности, где будут работать специалисты, и дети будут получать прочные знания. Разве это нормально, когда учитель ведет по 3-4 разных предмета, разве это идет на пользу детям? Плохо, что надо осуществлять сокращения, жалко, но разве нынешнее состояние отдельных школ способствует учебе?

Т. Бервено:
Каждый председатель совета должен осознать, что теряется духовный центр населенного пункта и подумать, каким образом увеличить поступление налогов, доходную часть бюджетов. Мы теряем село, и надо думать, как его сохранить.

Вопрос: Относительно сельских школ ситуацию по наполняемости классов Вы изложили. А вот в городских нет ли такого, когда классы - неполные?
И. Мазурко: Да, такие ситуации встречаются. Мы анализируем их, и в будущем в класах будет насчитываться по 30 человек. Кроме того, скорее всего будет закрыта вечерняя школа. Поскольку граждане, которые не имеют возможности получить среднее образование в дневное время, должны иметь право на его получение, создадим условия для получения образования в вечерних класах, открытых при общеобразовательных школах.

Л. Русанова, первый заместитель главы райгосадминистрации:
Согласно закона в текущем учебном году сеть учебных учреждений остается неизменной. Изменения произойдут только в следующем учебном году.

В. Мормуль:
Работу по проведению изменений, по оптимизации следует проводить толерантно, без давления.

Е. Деркач, начальник отдела культуры и туризма:
Культура всегда финансировалась по остаточному принципу, но в районе мы имели возможность содержать все необходимые структурные подразделения. Сейчас встает вопрос об оптимизации.
У нас сокращается 2 штатных единицы в Доме культуры и 2,25 - в библиотечной системе. Что касается библиотек, то сокращение вызвано сокращением количества жителей в селах и, соответственно, читателей, а это, согласно нормативных норм, ведет к сокращению ставок. В будущем в Преображенском, Оборотновском ДК необходимо будет принимать меры по приведению штатных единиц в соответствие нормам.

Вопрос: Не предусматривается ли сокращение расходов на проведение фестиваля "Слобожанский Спас"?
Е. Деркач:
Пока нет. Но рассматривается вопрос о возможном проведении фестиваля один раз в два года.

В. Мормуль:
Возникает немало вопросов по работе школы искусств, и они требуют рассмотрения. В районном Доме культуры работает 20 человек… Понимаю, если человек ведет, скажем, работу с детьми. Тогда нет никаких вопросов, дело это нужное. Но какой смысл содержать тех, кто в течение года 5-6 раз выходит на сцену, попоет и больше о его работе никто не знает?
В школе искусств 9 учителей по классу фортепиано, которые обучают 121 учащегося. Откуда такая цифра? А ответ вот каков: те, кто обучается по программе "Росток", "направляются" на обучение в школу.

Л. Русанова:
В школу должны принимать способных детей, кто имеет расположенность к музыке, а не всех подряд.

Вопрос: Находятся ли работники культуры в неоплачиваемых отпусках?
Е. Деркач:
Да, работающие пенсионеры находятся в дополнительных отпусках.

Вопрос: Сколько человек будет сокращено в аппарате райадминистрации и районного совета?
В. Мормуль:
Хочу сказать, что сокращения коснутся и администрации. Непосредственно по РГА сокращается 10 человек, в управлении труда - 4, в управлении АПК - 4, в других структурах - 7.

Т. Бервено:
В районном совете типовой штат меньше, чем в других районах. Количество сокращенных может составить 7 человек, если встанет вопрос о 30-процентном сокращении.

Материал подготовил Сергей КРИВОНОС.

Обсудить статью в форуме


Яндекс.Метрика