Сайт города
СВАТОВО




Локомотивное депо Сватово



История предприятия


Одновременно со строительством железной дороги Сватово-Купянск-Попасная в 1902 году было построено паровозное депо. В это время в депо уже работали 200 человек рабочих, продолжительность рабочего дня которых составляла 10-12 часов. Паровозный парк состалял 30 паровозов серии «Ов» и «Р», а в 1907 году он уже состоял из 80 паровозов. В этот месяц из подъёмочного ремонта выпускалось в месяц 2-3 паровоза серии «Ов» и «Од». В 1910 году в депо начали поступать более мощные паровозы серии «Щ», а в 1915 году серии «Эх». Поезда в это время водили двумя паровозами серии «Ов» в голове и хвосте, из 20 двухосных вагонов, вес поезда не более 600 тонн. Оборот до ст. Купянск и обратно доходил до 3-х суток.
В 1905 году в депо создана ячейка большевиков, которой руководил Рябченко П.И.. 9 декабря 1905 года они устроили на станции митинг. На этот митинг пригласили крестьян из слободы. В октябре 1906 года у станции произошла стычка между новобранцами, которых отправляли на войну и стражниками. Жандармами был арестован П.И. Рябченко, но рабочие добились его освобождения. После поражения декабрьского восстания сватовские большевики ушли в подполье. В 1910 году была создана Екатеринославская организация РСДРП. В состав этой организации входили и сватовские группы дистанции пути и депо.
Екатеринославский комитет поручил сватовским железнодорожникам задержать поезд с казаками. В результате действий большевиков поезд был остановлен, сорок вагонов сошли с рельс. В 1914 году на станции Сватово создан кружок революционной молодежи. Рабочие собирались в бане, где знакомились с запрещенной литературой. В 1917 году начали организовываться профсоюзы железнодорожников. Состоялись выборы делегатов на съезд.
Кроме большевиков в депо действовала группа черносотенцев. Вскоре на узле г. Сватово появился совет рабочих и солдатских депутатов. Во главе совета был меньшевик Павел Кривошеин. Поэтому меньшевики на первых порах повели рабочих за собой. Я.С. Блудов получил задание создать на узле станции Сватово группу большевиков. В июле эта группа была создана, а вскоре и комсомольская организация. Их первыми организаторами были Свистунов и Лазарев. В 1921 году сватовские комсомольцы оказали большую помощь голодающим Поволжья.
После окончания гражданской войны паровозный парк депо был почти разрушен. Большим событием для жителей Сватово в 1923 году был приезд Председателя Всеукраинского ЦИК Г.И.Петровского.
До 1922 года освещение депо было ламповое, а в 1922 году была установлена электростанция мощностью в 230 Квт, которая состояла из двух двигателей и двух генераторов, и обеспечивала работу механического оборудования и освещения депо.
В 1925 году вес поезда Сватово-Купянск уже был 800-1000 тонн.
В 1930 году введен в обращение первый пригородный поезд Сватово-Рубежное, а в 1933 году на этом же участке было в обращении уже 6 поездов. Освещение паровозов и вагонов поездов до 1936 года было ламповое, а в 1936 году поезда стали освещаться электричеством. В этом же году в депо была внедрена тёплая промывка паровозов и применение антинакипинов позволило сократить простой паровозов на промывке с 72 до 16 часов и пробеги между промывками увеличились с 1000 до 2500 тыс.км.
В 1939 году в депо пригородные поезда уже обслуживались паровозами серии «С» и «Су».
Важную роль в жизни депо играла партийная коммунистическая организация. К началу войны в 1941 году она начитывала около 50 коммунистов.
В 1941 году, в связи с приближением фронта к г.Сватово началась эвакуация в глубь страны работников депо и оборудования. Однако скоро наступление немецких войск было остановлено и в депо Сватово установили вновь несколько станков для обеспечения промывочного ремонта паровозов, работающих в депо Сватово на плече Сватово-Купянск, Сватово-Лоскутовка-Тошковка. В период с октября 1941г. По июль 1942г. Кроме ремонта паровозов работниками депо производился ремонт боевой техники, танков и орудий для частей Красной Армии.
С января по июль 1942 года депо вторично было полностью эвакуировано. В период эвакуации работники Сватовского депо работали по специальности на железных дорогах Востока России и Средней Азии, некоторые работники записаны в колонны спецформирования НКПС. Многие работники депо ушли на фронт и в партизанские отряды.
После освобождения Сватово в марте 1943 года начали возвращаться рабочие депо.
Все восстановительные работы в послевоенный период осуществлялись под руководством парторганизации и везде на ответственных участках по восстановлению депо работали коммунисты.
Из-за отсутствия механического, технического оборудования, наркоматом путей сообщения в депо был прислан паровозоремонтный поезд для ремонта паровозов и восстановления депо.
В 1944 году цех промывочного ремонта был восстановлен, а через некоторое время начал работать цех подъёмки. В период восстановления в депо поступило четыре новых станка – 1 строгальный и 3 токарных, остальные токарные станки были модернизированы силами рационализаторов депо ст.Сватово. в кузнечном цехе было установлено 2 молота, была запущена котельная с более мощным котлом.
В 1951 году была построена газогенераторная с разводящей линией по всем цехам. Для облегчения труда возле станционного оборудования на местах ремонта тяжелых деталей было установлено около 30 подъёмников.
В начале 50-х годов в депо Сватово для обслуживания грузовых поездов поступили более мощные паровозы серии «Со», они обслуживали участок Сватово-Купянск, Сватово-Попасная. Весовые нормы с подталкивающим паровозом – 2600 тонн.
В 1966 году в депо поступила новая техника: маневровые тепловозы ТГМ-3А и магистральные ТЭ-3. Весовая норма для ТЭ-3 на участке Попасная-Купянск-Сватово – 3000 тонн.
Работа машиниста и помощника машиниста в СССР считалась очень престижной и была одной из самых высокооплачиваемых. Частым явлением были денастии машинистов, династии железнодорожников. В депо работали целыми семьями.
К каждому празднику, важной государственной дате или юбилею происходило улучшение инфраструктуры предприятия, ввод в эксплуатацию новой техники, улучшение условий труда и отдыха. Так в 1967 году, к 50-летию Советской власти, коллективом депо было построено здание железнодорожной больницы на 67 коек. План перевозок народно-хозяйственных грузов выполнен на 100,3%, план подъёмочного ремонта паровозов на 106,6%, сверхплановая прибыль составила 148,8 тыс.руб.
В 1970 году партийная организация депо ст.Сватово насчитывала 244 коммуниста. Широко пропагандируется ударный труд, передовики производства и ударники коммунистического труда поощряются денежными премиями. В депо работает мастером цеха подъёмки Герой Социалистического труда Кравцов В.Я., передовики производства: электрослесарь Павленко Н.И., токарь Грабо В.Ф., машинисты Шебеко К.В., Пономарёв В.И., Пономарёв Н.М., слесари Прядко Ф.С., Нетай М.П., Каламайко А.И., кузнец Дьяконов И.П. и многие другие.

По материалам Сватовского районного краеведческого музея
  Рабочие депо
Рабочие депо ст.Сватово. 1926 год
Выпуск паровоза из ремонта сверх плана в честь XV районной Купянской партконференции, коллективом ремонтных цехов депо Сватово. Фото 1926г.

  Депо
Фото депо Сватово 1970 год
Двор Сватовского депо. 1970 год.


Warning: include(/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php' for inclusion (include_path='./:/usr/local/share/pear/') in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22