Сайт города
СВАТОВО




Транспортная система Сватовского района





История развития транспорта в Сватовском районе.

Транспорт является неотъемлемой частью хозяйственного комплекса Сватовского района. Он удовлетворяет потребности хозяйств и населения по всем видам перевозок. Транспорт - важный фактор формирования территориальной структуры хозяйства района. Влияние транспортного фактора зависит от уровня развития транспортной системы. Чем больше развитая, разветвленная и разнообразная транспортная сеть, чем больше функционирует эффективных транспортных средств, тем более благоприятным является транспортное положение какого-либо объекта (района, города, предприятия).
До появления железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта на территории Сватовского района был развит гужевой транспорт - это перевозка грузов и людей на телегах, санях, с участием живой тяговой силы (коней, волов). С хозяйственно-производственной деятельностью населения района и его естественными условиями органически связаны сухопутные дороги и средства передвижения. Через территорию нынешнего района проходили важные торговые пути: Валуйский шлях, почтовый тракт Харьков-Купянск-Сватово-Мостки-Старобельск-Беловодск. Почтовый путь имел регулярное насыщенное соединение и специальную почтовую инфраструктуру (почтовые станции, комплексы хозяйственных зданий).
Выгодное транспортное положение Сватовой-Лучки содействовало развитию гужевого транспорта, перевозке грузов как внутри волости, так и за ее пределами. Занимались перевозкой грузов так называемые «драгали» - люди, которые имели драги (брички, запряженные конями). Перевоз грузов из Крыма, Азова, Харькова, Бахмута, Москвы осуществляли чумаки на арбах, запряженных волами. Большинство драгалей имели по 5-10 коней, а у чумаков 5-20 волов.
Один из крупнейших предпринимателей Сватовой-Лучки в дореволюционный период, который занимался перевозкой грузов, был Гнутов. Его хозяйство было на территории нынешнего предприятия "Благоустрий". Он имел добротные кирпичные конюшни с лошадьми и до 30 единиц бричек и карет.
Второй предприниматель Кривошея (проживал, возле нынешней СШ №2) держал почтовую станцию, где насчитывалось около 40 коней, несколько легких рессорных линеек и тарантасов. Эта станция осуществляла регулярные и эпизодические перевозки в Купянск, Старобельск, Беловодск и другие места.
В книге "Города России в 1904 году" указано, что в Сватовой-Лучке «число повозок 48, столько же извозчиков, трактиров 2, гостиниц и постоялых дворов 10».
Крестьяне слободы Мостков занимались перевозкой хлеба (зерна) из слободы на железнодорожный вокзал в Лисичанск. На вокзал везут хлеб, который скупают здесь купцы, а в Лисичанске покупают уголь для топки печей и продажи.
По переписи 1905 года в слободе Мостки 11 крестьян занимались извозом.
Для характеристики транспорта Сватовского района очень важна понятийная база, которая включает такие понятия, как:
- Отправление грузов - общий объем грузов в тонах (брутто), принятый для перевозок
- Перевозка грузов - общий объем грузов, который загружен и транспортирован подвижным составом отдельных видов транспорта (грузовые автомобили, железнодорожные вагоны) измеряемый в тонах
- Грузооборот - общий объем грузовой транспортной работы, который равняется сумме произведений перевезенного груза на расстояние перевозки по каждой партии груза, измеряется в тонно-километрах
- Отправление пассажиров - общее количество пассажиров, принятых к перевозке
- Перевозка пассажиров - общее количество пассажиров, транспортированных подвижным составом отдельных видов транспорта (автобусы, железнодорожные пассажирские вагоны, легковые автомобили, троллейбусы, трамваи)
- Пассажирооборот - общий объем пассажирской работы, который равняется сумме произведений количества пассажиров (групп пассажиров) на расстояние их перевозки, измеряется у пассажирокилометрах

Материал подготовлен из различных источников Прынём В.М.



  Структура транспорта
  • Железнодорожный
  • Автомобильный
  • Трубопроводный
  • Электроэнергетический
  • Воздушный

  • Расписание движения транспорта по г.Сватово
  •   Энергетика
  • Энергоресурсы района
  •   Предприятия
  • Локомотивное депо
  • 7-я дистанция пути
  • Райэлектросеть