Сайт города
СВАТОВО




Пещерный монастырь



Преображенская пещера: шаг за шагом к разгадке тайн


Тимур Бобровский изучает преображенскую пещеру Сырая декабрьская погода, больше походившая на осеннюю, заставляла тревожиться относительно возможности доезда до пещеры по грунтовой дороге. Но дорога оказалась не столь размытой, и вскоре вся консолидированная группа была в леску за селом.
Фонарики, а также подсветка аппаратуры журналистов из Сватовского телевидения позволяли хорошо рассматривать внутренний мир мелового подземного сооружения. Гости из Киева очень внимательно и скрупулезно осматривали стены и лабиринты пещеры.
Было ясно видно, что пещеру посещают и посещали неорганизованные туристы. Возле установленной внутри иконы - масса мелких монет, которые посетители оставляют, видимо, "на счастье", а также - листочки бумаги, на которых содержатся просьбы об исцелении, здоровье, благополучии и т.д.
Когда первоначальный обход 274-метрового подземного тоннеля был завершен, и сватовчане, и гости поделились первыми впечатлениями.

Отец Захарий: "Все мы, конечно, будем ждать мнения специалистов, но, на мой взгляд, происхождение пещер однозначно является церковным. Люди, которые их создавали, имели потребность в молитве, и подземные сооружения представляют собой нечто напоминающее келии, трапезные, храмы, в которых, возможно, совершались молитвы. Что касается времени создания, то здесь боюсь ошибиться -слово за специалистами.

- Каким видите будущее этих пещер?
- На епархальном совете было решено с весны определить сюда священника, который будет служить в Преображенном и обслуживать данные пещеры. А если специалисты дадут заключение, что эти пещеры безопасны для посещения, то здесь будут периодически совершаться молебны о здравии, упокоении, божественные службы. Сюда приходят верующие паломники, мы с вами видели множество следов приходивших людей. И чтобы их посещение было не только экскурсионным, но и молитвенным, церковь приложит свои усилия. Есть предположение, что данные пещеры станут филиалом областного краеведческого музея. У его работников есть свои виды на благоустройство. Наша же задача - совершать молитвы для посетителей".
Тимур Бобровский, заместитель директора института памятнико-охранных исследований Министерства культуры Украины: "По приглашению районной госадминистрации группа специалистов из нашего института и института археологии Академии наук приехала с целью осмотреть данный памятник и помочь сватовчанам решить, что делать с ним дальше. А также попытаться разобраться, что это за памятник - к какому времени он относится, каково его было назначение, какова культурная ценность, значимость - для того, чтобы решить: действительно ли это ценный памятник, надо ли его брать под охрану и какие действия предпринимать. Поскольку к нему большое внимание со стороны местных жителей и приезжих, то, вероятно, здесь нужно создавать какой-то объект, который был бы под охраной и приспособлен для посещений. Первое впечатление: не все благополучно с состоянием пещер, есть некоторые участки, которые я бы назвал даже аварийными, а, значит, нужны меры по укреплению этих участков. Здесь необходимо проводить археологические раскопки. И, наверное, будем "выходить" на то, что нужно будет совершить нормальную музеефикацию, но это уже будет в компетенции администрации.

- О возрасте пещеры сейчас не можете сказать?
- Могу сказать абсолютно точно, что сделаны пещеры не в последние сто лет, это более ранний памятник. Но насколько он более ранний, еще необходимо разобраться.

- Тот фактаж, что имеется, позволит сделать вывод о "возрасте" пещеры?
- Пока мы фактаж собираем, еще будем изучать пещеру, но главным итогом, думаю, будет не столько заключение о возрасте пещеры, сколько разработка программы, что делать дальше. И возможно уже археологические исследования позволят определить точную дату возникновения этого подземного комплекса".
Андрей Казаков, сотрудник института археологии Национальной академии наук Украины: "Сегодня, когда происходит возрождение национального культурного наследия, исследование таких комплексов имеет принципиальное значение, поскольку подземные монастыри (если это монастырь) как образец православной аскезы существовали еще в период Киевской Руси. Конечно, сказать к какому типу памятников и к какому времени создания относится данная пещера, пока нельзя, но хочу утвердительно заметить, что эта памятка создавалась людьми, которые были очень хорошо знакомы с принципами выкапывания пещерных монастырей. Пещера создана примерно в таком же виде, как и в Чернигове, и в некоторых других местах. Поэтому, когда мы проведем определенные исследования, - а здесь надо проводить археологические исследования - можно будет более точно сказать, во-первых, к какому типу относится данная памятка, во-вторых, к какому времени создания. Пока можно лишь утверждать, что это не современный комплекс. Ему больше ста лет, но, сколько именно, точно сказать, по визуальным наблюдениям, пока сложно".
Леонид Королько, директор районного краеведческого музея: "Хочу пересказать то, о чем говорил первооткрыватель этой пещеры (открытие произошло после того, как она была засыпана - прим. ред.) Леонид Егорович Верцун. И он, и другие старожилы Преображенного утверждали, что где-то в конце 19-го, в начале 20-го столетия появился в селе старец, который ежегодно ходил на молебен в Киевские лаврские пещеры. А когда уже не мог ходить далеко, собрал мужчин и предложил создать свой храм по киевскому образцу. И начали рыть пещеру. Рыли ночью, потому что днем выполняли другую работу. Когда создание пещеры подходило к завершению, этот старец, Георгий, исчез. Мы выясняли, кем мог быть Георгий. С одной стороны он мог быть монахом, но этого старожилы не подтверждают. Л. Верцун говорил, что по рассказам старожилов ему известно: этот святой Георгий носил шаровары красного цвета. Один из ученых Восточноукраинского университета высказал предположение, что эти пещеры могли создавать люди, которые не совсем ориентировались в подземелье, поэтому внутренние комнаты не совсем правильно ориентированы на вход. Строителями могли быть и казаки-отшельники. Исходя из этого, он выдвигает версию: Георгий мог быть отставным казаком, который молодость провел в походах и битвах, а когда постарел, решил совершить духовный подвиг, и по образцу киевских пещер начал с мужчинами из села строить похожий подземный храм. Но работа не была закончена.
Интересно, что после исчезновения святого Георгия все работы прекратились. Постепенно грунт осунулся, и вход завалило. До 1973 года вход в пещеру не могли найти. Только в 1973 году Л. Верцун вместе со своими учениками с помощью старожила Алексея Захаровича Попова, отцу которого принадлежала здесь земля (отцу ее выдали еще во время столыпинской реформы) нашел вход в пещеру. А. Попов подростком помогал отцу строить пещеру, а потому уверенно показал Верцуну место входа.
Старожилы села, которые, начиная с 1920 года, пытались найти пещеру (и есть очень много ям, свидетельствующие о таких поисках), не могли этого сделать, потому что копали внизу леса, а Попов привел Верцуна с учениками на точное место. Было удивление: указанное место ничем не отличалось от остальных и там росло два больших берестка. Но Попов сказал: за 50 с лишним лет тут могли вырасти и не такие деревья. Берестки были срезаны, и началось откапывание. Попов также говорил: вы на правильном пути, т.к. обнаружился древесный уголь, а пастухи в свое время сожгли тын, которым укреплялся вход. Через некоторое время вход откопали и Верцун с учениками забрались в пещеру.
В средине они нашли носилки, которые уже сопрели, две иконки, две лампадки (это говорит о том, что вероятнее всего работы велись при лампадках), и при следующем обходе, когда более внимательно осматривали пещеру, нашли меловой круг, на котором было написано: "Святой Георгий, 27 человек, 1894 год". Леонид Верцун говорит, что никаких надписей, никаких изображений внутри пещеры не находили, хотя смотрели очень внимательно. Могли, конечно, что-то пропустить, ведь в пещере темно, но, безусловно, такого количества всяких надписей и изображений, какие есть сейчас, не было.
Когда в 1989 году мне довелось побывать в пещере вместе с группой учителей, то мы тоже не находили многих изображений, которые есть сейчас. А вот надпись "1827 год" и изображение креста и иконы - были…"
Вот такими были первые впечатления специалистов, а также мнения отца Захария и Л. Королько о пещере. Что будет дальше? Дальше будут дополнительные изучения, анализ и аргументированные выводы, после чего прояснится ситуация относительно времени создания пещеры и дальнейших планов по ее использованию. Одно не вызывает сомнений - место это интересное, историческое, очень важное для духовно-воспитательной работы, для изучения истории родного края.

Сергей КРИВОНОС.

Warning: include(/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php' for inclusion (include_path='./:/usr/local/share/pear/') in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22