Сайт города
СВАТОВО




Сватовский Ремонтный завод



История предприятия


Сватовский ремонтный завод родился и вырос в годы Советской власти. По свидетельству старожилов-ветеранов производства в 1927 году на юго-восточной окраине города тогдашним Российско-Австрийским торговым акционерным обществом была сооружена скотобойня. Через 2 года это общество было расформировано, а здание передано вновь созданной машинно-тракторной станции. В этом здании и расположилась первая ремонтная мастерская – прообраз будущего завода. Но через 2 года в мастерской случился пожар, здание было уничтожено огнем и восстановлено только в 1932 году.
О том, что это было за предприятие, рассказывает ветеран производства Степан Яковлевич Левенков.
Все наше оборудование состояло из пяти примитивных токарных станков и одного сверлильного. Приводились они в действие небольшим нефтяным двигателем через трансмиссию. И громоздко, и опасно… Работало в мастерской 50 человек штатных рабочих, да еще человек 100-120 приезжало из колхозов. А ремонтировали в то время всего 45-50 штук тракторов иностранных марок. Все трудоемкие работы приходилось выполнять вручную.
В 1938 году машинотракторная мастерская была преобразована в межрайонную мастерскую капитальных ремонтов (ММКР). В ремонт поступили отечественные сельскохозяйственные машины и трактора: ХТЗ, ЧТЗ, У-2 и другие. Тогда же здесь был начат ремонт автомобилей ГАЗ-АА, а затем – и самых крупных в то время – ЗКС-5.
С каждым годом техническая база предприятия укреплялась и расширялась: были настроены и введены в эксплуатацию литейный цех, кузница. Прибавилось оборудования в основном - ремонтном цехе. Валовая продукция в то время составляла 35000 рублей в год и неуклонно увеличивалась. К началу 1941 года ММКР выпускала ежегодно из ремонта 50 автомобилей и более 100 тракторов.
Поступательное развитие предприятия было приостановлено вероятным нападением на нашу страну гитлеровских полчищ. С приближением фронта оборудование завода было эвакуировано на Урал и возвратилось назад только в 1943 году. Неприглядную картину увидели те, кто возвратился: почти все было разрушено и разграблено оккупантами. Нужно было все строить заново. Нелегко было в военные годы восстанавливать разрушенное врагами, но люди с честью выполнили эту задачу и уже в 1944 году из ворот мастерской выехали 15 штук отремонтированных автомобилей. Не жалея сил, по 12-16 часов трудилось для фронта, выполняя и военные заказы, рабочие ММКР, возглавляемые диктатором Марзуненко С.Н.
В послевоенные годы предприятие продолжало развиваться, специализируясь на ремонте автомобилей и тракторных двигателей. В 1958 году на ММКР была переименована в авторемонтный завод и с этого времени занимается ремонтом автомобилей и автомобильных агрегатов. В настоящее время Сватовский авторемонтный завод, директор тов. Козаченко С.Н., представляет собой высокопродуктивное предприятие республиканского значения, на котором механизированы почти все трудоемкие процессы. На заводе установлены электродвигатели общей мощностью 1200 кВт. За год предприятие расходует 600 тыс. кВт часов электроэнергии. В распоряжении трудящихся 32 металлических станка, 6 единиц кузнечно-прессового оборудования, 7 – деревообрабатывающего, 20 – подъёмо-транспортного, 30 – ремонтного и многое другое. Благодаря такой технической и энергетической оснащенности, завод резко повысил свою производительность. Если в 1948 году производилось продукции по общему валу на 53,7 тыс.руб., то в 1969 году возросло до 1 миллиона 49 тыс.руб. – рост почти в 20 раз. В то же время количество рабочих на заводе увеличилось только в 4 раза. В 1969 году из капитального ремонта вышло 877 автомобилей, т.е. в 30 раз больше, чем в 1948 году. Кроме этого было отремонтировано 890 двигателей, 87 комплектов агрегатов. 20 лет назад местный цех завода изготовлял не более 70 тонн литья в год, сейчас его производительность в 8 раз выше.
Коллектив тружеников завода активно включился в социалистическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, взяв на себя повышенные обязательства. Эти обязательства успешно выполняются. За 4 года выпущено валовой продукции на 245 тыс.больше плана, капитально отремонтировано 3387 автомобилей, 3228 автомобильных двигателей, 480 комплектов агрегатов. Завод пользуется репутацией лучшего промышленного предприятия района – несколько раз ему присуждалось переходящее Красное знамя КР КПУ и райисполкома.
Партийная организация завода – главная сила. Она объединяет 55 членов и кандидатов в члены партии. Она ведет огромную воспитательную и организаторскую работу среди трудящихся, способствуя дальнейшему росту производительности труда, внедрению научного прогресса, усовершенствованию технологических процессов. Партийная организация руководит политико-воспитательной работой в сети политпросвещения. Ежегодно политкому посещают 50 человек. В цехах завода постоянно проводят работу 19 агитаторов, 12 политинформаторов, освещающих все важнейшие события внутренней и внешней политики нашей страны. Вместе с профсоюзной и комсомольской организациями партийная организация первейший обязанностью считают постоянную заботу о бытовых условиях жизни трудящихся, их культурному досугу. 4 года назад был построен бытовой корпус, в котором разместили Красный уголок, библиотеку, душевые раздевалки. Была также построена столовая и жилой двухэтажный дом для рабочих завода. Благоустраивается и красивеет день ото дня само лицо завода – его корпуса и площадя. Постоянно ведется работа по внедрению новой техники, новых мощностей. В текущем году, например, заканчивается сооружения комплекса ремонта, обезжиривания и покраски кабин и оперения, которое в значительной мере повысит производительность труда.
На заводе имеются свои рационализаторы и изобретатели. Советом ВОИР руководит нач.технического завода Кужель А.Ф. В 1969 году, благодаря внедрению в производство 16 рационализаторских предложений, была достигнута экономия в сумме 5,7 тыс.руб. Восстановление многих деталей автомобиля, а также изготовление новых ведется по предложениям рядовых тружеников. Большой вклад в технический рост завода вносит техническая служба завода – инженеры, техники, конструкторы, технологи. Только благодаря широкому техническому прогрессу, выросшим знаниям, завод постоянно улучшает свои показатели и расширяется. Множество рабочих завода учится в вечерних школах, техникумах, институтах, курсах повышения квалификации или приобретении второй специальности.
Производственные успехи завода еще результат повышения политической грамотности, общественной сознательности людей. На заводе трудится 134 ударника коммунистического труда. Высокое звание коммунистического присвоено коллективу моторного цеха (мастер Д.Д. Нехотин), бригаде сборщиков (бригадир Е.Ф. Дубина), бригаде электриков (бригадир А.С. Климаш).
В ознаменовании столетнего юбилея Владимира Ильича Ленина весь коллектив трудящихся завода решил в 1970 году завоевать право носить почетное имя предприятия коммунистического труда. Это обязательство успешно выполняется.
За годы существования Сватовского ремонтного завода выросла большая плеяда образованных тружеников, старых передовиков производства, таких как шлифовальщик Хоружий Ф.Т., токарь-расточник Левенков С.Я., слесарь моторного цеха Розумный Н.Я., стерженщица Третьякова М.Н., токарь Баля А.П., обкатчик двигателей Хоща Ф.В., слесарь моторного цеха Гайдыдей М.И., слесарь Розумный В.П., мастер сборочного цеха Поляков А.Е., слесарь Носко А.Д. Всеобщим уважением и почетом пользуются на заводе ушедшие на заслуженный отдых пенсионеры Третьяк Антон Федорович, Кириченко Егор Лукьянович, Перепелица Иван Петрович, Фесенко Иосиф Федорович, Торун Иван Яковлевич и Жарко Ксения Филипповна. Постоянными производственными успехами определяют свое место в жизни такие передовики производства, как Плыска М.А. – старый мастер автосборочного цеха, Покусай А.П. – кочегар, Медведев Н. – столяр, Закаблучный В. – направщик, Нехотин Д.Д. – мастер моторного цеха, Пискун В.П. – мастер-контролер ОТК, Петренко П.Ф. – столяр, Дубина И.Я. – токарь, Груздо А.П. – слесарь и многие другие. Своими трудовыми успехами эти товарищи вдохновляют весть коллектив завода на дальнейшие трудовые подвиги во имя дальнейшего научно-технического прогресса, во имя победы коммунизма в нашей стране.
С 1961 года по 1975 год заводом руководил Козачено Сергей Николаевич. Завод приобрел республиканское значение. Годовой план капитальных ремонтов насчитывал 800 автомобилей Урал – ЗИЛ-365, 1500 двигателей, 500 единиц других агрегатов этого автомобиля. Количество работников увеличилось до 200 человек, были организованы новые участки по производству разных грузозахватных оборудований и специальной металлической тары, которую отправляли во многие республики СССР.
Когда Козаченко Н.С. ушел на заслуженный отдых, директором завода стал Ткаченко Петр Иванович. Завод начал ремонт агрегатов автомобилей ЗИЛ – 130 и Урал – 377 .
1 августа 1978 года авторемонтный завод переименовали в «Сватовский ремонто-механический завод». В этом же году был сдан в эксплуатации новый производственный корпус 1300 м.кв.; благодаря которому условия работы рабочих улучшилось, вырос уровень механизации, значительно улучшилась технологическая и производственная дисциплина. В последние годы активно ведется работа по дальнейшему улучшению условий труда, благоустройству территории завода и производственных участков, идет подготовка к реконструкции .
Много работников завода награждены государственными наградами: Петренко П.Ф – орденом «Знаком Почёта», Лукьяненко В. И., Бутко Н.С., Крикливый А.Т., Фесенко А.И. – награждены орденами «Трудовой Славы» ІІІ степени.
В 1998-1999 годах КП «Сватовский РМЗ» выпускал такую продукцию:
  • товарное чугунное литье;
  • комплект запчастей ТСН – З-Б
  • наклонные транспортеры;
  • насос НВВ для доильных установок
  • металлические крышки для стеклянной консервной тары
  • гвозди
  • работает станция техничного обслуживания автомобилей
  • другие работы на заказ юридических и физических лиц (металлоконструкции, ворота, гаражи, решетки и др.)
    Вид собственности - коллективный. Завод входит в производственное объединение «Украгропроммаш» Минсельхозпрода Украины. Самостоятельно составляет план, исходя из спроса и возможностей.
    Коллективное предприятие «Сватовский ремонто-механический завод» имеет следующие производственные мощности:
  • литейный цех производит товарное чугунно литье
  • производство оборудования для комплексной механизации складов
  • агрегатный цех (СТО)
  • участок нестандартного оборудования
  • участок производства гвоздей, крышек
  • механосборный цех
  • инструментальный цех
  • участок по переработке проса, подсолнечника
    Для нормальной работы на заводе есть все необходимое оборудование.
  • Кузница, прессовое оборудование – 7 шт
  • транспортные средства – 9 шт
  • литейное оборудование – 11 шт
  • деревообрабатывающее оборудование – 3 шт.
  • сварочное оборудование - 17 шт
    Работает 80 человек.

    По материалам Сватовского районного краеведческого музея
  •   Завод
    Сватовский ремзавод
    Сватовский ремзавод. Фото 1970 г.

      Главный корпус
    Главный корпус завода
    Главный корпус завода до реконструкции

      Литейный участок
    Литейное производство на Сватовском Рем-заводе. Фото 80-х годов.
    Литейное производство на Сватовском Рем-заводе. Фото 80-х годов.


    Warning: include(/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22

    Warning: include() [function.include]: Failed opening '/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php' for inclusion (include_path='./:/usr/local/share/pear/') in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22