Сайт города
СВАТОВО




"Сватівські Відомості" в интернете



Не позволяет нам советская мораль...

Само слово «субботник» мало что скажет гражданам большинства европейских стран. Еще в те времена, которые теперь принято называть советскими, многие иностранцы, приехавшие в нашу страну, искренне недоумевали - как и зачем нужно в свой собственный свободный день, который стоит посвятить семье, друзьям, да мало еще чему, добровольно трудиться, к"тому же бесплатно. И уж тем более никто на Западе не понимает, что значит участвовать в чем-то добровольно-принудительно.
На Украине субботниковская традиция крепка и по сей день. Местные власти утверждают: есть Президентский указ о „весняныхтолоках", его надо выполнять... В Сватовском районе к исполнению президентского Указа подошли творчески и с энтузиазмом. Решили его дополнить и интерпретировать с учетом местных традиций. Но обо все по порядку...
Народ постарше особо, наверное, не задумывается: субботник значит субботник. Экая невидаль, да мы, мол, столько пережили этих субботников, и ничего у нас не отпало и не убыло. Да... Но это было тогда, когда все вокруг было государственным и общим... Тогда может действительно хотелось идти на трудовые свершения за государство, которое давало тебе бесплатную медицину, образование, стабильность и уверенность. Поэтому иностранцы и не понимали: как советский человек может бесплатно работать. За границей уже тогда приходилось за все эти блага платить... А сейчас Советского Союза нет, мы, как и европейцы, тоже за все платим, а всякие бесплатные приложения остались!
Ладно еще - коллективно прибраться на территории, привести в порядок детскую площадку, как это предписано в Указе Президента...
...Волну негодования у сватовчан который год вызывает чистка посадок возле центральных трасс района. Чистили и в прошлом году, и в нынешнем. Чистили при разных начальниках авто-дора: при Корлякове, при Кондратьеве. Чистим при Просине. Хотим - не хотим, а чистим... Возмущаемся в кулак, чтоб никто не услышал, но... чистим.
К стати, нынешнее начальство автодо-ра (никто иной, как господин Просин) буквально год назад активно призывало сватовчан опомниться, мол, как можно гнуть спины на мероприятии, которое будто щедро оплачивается державой. Однако сегодня В. Просин, возглавив райавтодор, уже и не вспоминает о средствах, якобы выделяемых на чистку посадок. Наоборот: старательно поделив участки между сва-товчанами, он ждет трудового выявления патриотизма от своих земляков.
Вот так меняются мнения одного и того же человека об одном и том же.
Был руководителем - «гонял» народ в посадки, был в оппозиции - критиковал дела в посадках, заявляя, что на очистку оных выделяются крупные суммы денег. Снова стал начальничком - опять «полюбил» дармовую рабочую силу в лице народа. Кто ж из начальников ее не любит? Уже вошло в привычку, что субботник в Сватовском районе ассоциируется с посадками. Все и вся обязаны организовывать работу по прочистке посадок. Заметьте: никто никого не спрашивает - что бы вы могли сделать на субботнике. За вас все определено! Не понятно, правда, по каким критериям. При всем при этом местная власть ссылается на Указ Президента, который наврядли кто станет перечитывать, и взывает к общественной морали. А какой моралью сегодня кого-нибудь удивишь?
Вот представим такую ситуацию. Работает предприниматель (возьмите любой вид деятельности) или руководитель предприятия (из которых почти все - частные), ему звонят и говорят: «Тебе выделили для прочистки 30 (или 300) метров посадки на 15-м километре в сторону Луганска». Предприниматель спрашивает: «Так что я сам должен ее чистить?». «Нет - отвечает чиновник, - не сам. У тебя же люди работают». «Так, я этим людям плачу за конкретную работу... Как я им могу сказать, что плюс к тому, что вы сделали, поехали еще поработаем в посадке с топорами?» «Как хочешь, так и говори - твои проблемы...» - скажет чиновник, намекая, что в его руках надежные рычаги давления на желания кого-либо из сватовчан. Скажет спокойно, потому что он никогда из своего кармана никому ни за что не платил. Он привык распоряжаться общими (бюджетными) деньгами. Он забывает, что для того, чтобы доехать до места проведения субботника, нужно заправить транспорт, чтобы люди взяли в руки топоры, их работу нужно достойно оплатить...
С такими и подобными проблемами часто и густо предприятия и предприниматели остаются один на один, хотя именно трудовые коллективы предприятий и предприниматели наполняют бюджет, из которого чиновник получает зарплату за то, что он берет на себя обязанность помогать в решении хотя бы каких-нибудь проблем.
Опять тот же вопрос. Если мы всё должны делать сами: лечиться за свои деньги, учить детей за свои деньги, чистить посадки бесплатно, давать чиновникам взятки, то зачем мы тогда платим налоги? Освободите всех от налогов, тогда раз в месяц, думаю, каждый с удовольствием пойдет и почистит десять метров посадки.
А сейчас. Что нам гарантирует государство и, в частности, местная власть за то, что мы платим налоги? Гарантирует повышение зарплат Гавриленко и Шерстюку, выплату им и их окружению премий? Конечно, хорошо, считая в своих карманах зарплаты и пенсии тысячами, призывать людей на субботники, размышлять о патриотизме и убеждать, что нужно чистить посадки. При этом ссылаться на Указ Президента, в котором и слова нет о посадках. В Указе В. Ющенко написал: «...забезпечити: організацію та здійснення заходів із благоустрою та озеленення населених пунктів, зокрема створення в установленому порядку у кожному населеному пункті нових зелених зон, парків, скверів, висаджування саджанців дерев і чагарників; впорядкування, в тому числі приведення до належного естетичного та санітарного стану, прибудинкових територій, дитячих та спортивних майданчиків, парків, скверів, інших об'єктів масового перебування та відпочинку населення, а також створення нових дитячих та спортивних майданчиків; проведення у загальноосвітніх навчальних закладах акції «Посади дерево і збережи його...».
Как видим, о «впорядкуванні трас за межами населених пунктів» речи не идет... Вот вам и Указ. Зачем же нас снова «гоняли» на посадки? Отвечая на этот вопрос, можно предположить, что, как и все прошлые годы, местная власть за счет трудового ресурса местного населения хочет показать себя «с лучшей стороны» перед областным руководством. Ведь из области не видны детские площадки и зоны отдыха в населенных пунктах... А посадки - пожалуйста. Всегда на виду!
Читатель может подумать, что этот материал написан, чтобы оправдать нежелание автора принять участие в субботнике. Абсолютно нет. Мы с Еленой Рагрой, при участии представителей наших семей и друзей, поехали и выполнили тот участок работы, который нам предписали. Предписали те, кто отвернулись после выборов 2004-го года, оставив нас без работы, те, кто отключал свет в помещении созданной нами редакции, те, кто потом вообще забрал помещение у редакции, те, кто, используя власть, не дает возможности нормально работать...
Мы сделали свой участок, хотя считаем, что каждый сватовчанин имеет моральное право не ехать и не чистить посадки. К сожаленью, право пока только моральное.

Андрей Крюков.


Обсудить статью в форуме



Улов милиции оказался крупным: настоящая аферистка!

Аферисты - это преступники из того разряда, которых очень нелегко взять с поличным. Это своеобразные спецы, знающие и умеющие обходить любые преграды, и не попадаться.
Но «улов» сватовской милиции недавно оказался очень крупным. Именно такая «специалистка» была взята стражами порядка. И опять таки помогли добровольные помощники милиции - рядовые жители села Ковалевка.
Ну, все по порядку. Залетная аферистка из Винницы поселилась со своим гражданским мужем в селе Преображенное. Она уже раньше отбывала срок за мошенничество, но никому и в голову не приходило, что приезжая - очень умелый «спец». Люди - то замечали, что живут они со своим другом, как говориться, не на трудовые доходы. Ведь работать нигде не работали, а вот «крутые» гулянки устраивали почти каждый день.
Все бы так, наверное, и продолжалось. Если бы не звонок в милицию из села Ковалевка. Жители сообщили о представителе соцслужбы, которая собирала деньги за медицинские услуги, что гарантировала старикам.
Милиция задержала подозреваемую, а когда клубочек потянули, то оказалось, что рассекреченная аферистка уже успела побывать в с. Меловатка, где обманным путем выманила у жителя села 300 грн. Но этих сумм было явно недостаточно, чтобы против задержанной возбудить уголовное дело. Но когда «пошли круги» от новости о задержанной по области, то оказалось, что аферистка успела «заработать» себе еще 5 тыс. грн. и в Троицком районе. Именно этого вполне хватило, чтобы «потянуло» на возбуждение уголовного дела. Если даже не раскроются новые факты, совершенного аферисткой мошенничества, то выявленного вполне хватит, чтобы отправить мошенницу за решетку А для жителей района, хочется верить, эта история станет назидательной. Ведь столько говорено и писано о всякого рода аферистах, но люди по-прежнему попадаются на их «удочку». То продают дешевый сахар, то предлагают подлечиться, то товары даром предлагают, то представляются уполномоченными социальных служб.
Мой совет прост: никого не пускайте в дом. Лучше лишний раз перестрахуйтесь, зато все ваше добро останется целым и невредимым. Не доверяйтесь незнакомым людям, ведь под обликом добрейшего человека может действовать матерый аферист.

Евгений Курячий,
первый заместитель начальника отдела, начальник криминальной милиции.

Обсудить статью в форуме



«ХТО Б МЕНЕ ДОМА ПАНЬКАВ».
або 3 Парижу - до будинку престарілих

Старість - це пора людського життя, яку не омине ніхто, кому, ясна річ, вдається до неї дожити. Тами, люди, інколи забуваємо, що прийшовши у цей світ, обов'язково маємо його покинути. Інколи нам здається, що ми будемо жити на землі вічно, а тому й не задумуємося про день прийдешній, і про зиму свого життя - старість. А вона підступна, гляди уже й - на порозі. Кого й де вона застане - то є результат наших життєвих вчинків, нашого вибору і, як стверджує релігія, волі Божої. Комусь випадає мирно й тихо доживати зі своїми дітьми, комусь коротати дні самотньо у власній оселі, забутим! рідними і чужими, а комусь випадає дорога у будинок-інтернатдля людей похилого віку та інвалідів...

Життя у притулку... Так чи інакше, але громадська думка в нашій державі про таке життя має негативний відтінок. Потрапити у притулок - означає трагедію, а саме життя у ньому - відсутність певної свободи, своєрідна кара. Зовсім інше ставлення до притулків для старих та інвалідів у багатьох інших прогресивних країнах світу. Якщо у нас до притулку звертаються в основному люди самотні, то в Європі та Америці часто туди поселяються родини, які мають дітей, забезпечені матеріально. І переселяються старенькі тому, що вже виконали всі свої життєві завдання, вони намагаються дати свободу своїм нащадкам, позбавивши їх від зайвих турбот, а ще - у інтернатах вони, аби не відчувати дефіциту спілкування. І в прогресивних країнах ставляться до подібних притулків і рішення людей мешкати там, як до цілком природного бажання, і не вбачають у цьому нічого осудного. До речі, і притулки значною мірою, фінансують самі мешканці. Хоча їхні будинки для престарілих важко назвати інтернатами, це, швидше, курортні заклади, або своєрідні клуби за інтересами.
Безумовно, вищого ґатунку притулки є і на Україні. Директор Сватівського бу-динку-інтернату для інвалідів та людей похилого віку Наталія Іванівна Захарчен-ко розповіла, що кілька років тому побувала у такому притулку під Києвом. Досить високого рівня пансіонат є і у нашій області.
У Луганській області існує 22 стаціонарні установи даного напрямку. Дев'ять з них - будинки людей похилого віку та інвалідів (таких, як і у Сватовому), уже згаданий пансіонат для ветеранів війни, є психоневрологічні установи, СПТУ для інвалідів, і два центри для дітей. Усього мешканців подібних соціальних установ в області - близько 3,5 тисячі. А черги у кожний з них - досить значні. Приміром, зараз оселитися у притулки негайно бажає ще близько 400 жителів області.
Наш будинок-інтернатз2001 року теж є обласним комунальним підприємством. До того, він був міжгосподарчим будинком-інтернатом (діяв на базі АПК), і заснований у 1988 році. Перших поселенців там нараховувалося 40 чоловік. У 1999 році кількість жителів будинку-ін-тернату була збільшена до 80 і лишалася установа на районному бюджеті.
Зараз, як розповіла кореспонденту «СВ» директор закладу Н. Захарченкр, у інтернаті мешкає 79 жителів області. У процентному відношенні: 60% - жителів області, 40% - жителів Сватівського району. Директор каже, що у сватівчан є пріоритет при поселенні саме до нашого інтернату.
Наталя Іванівна розповіла про вікові границі мешканців Сватівського інтернату. Зокрема, серед його мешканців 8 довгожителів: по 94 роки - 2 особи, 93 роки - 1 особа, по 91 року - 3 особи, 90 років - 2 жінки. До речі, всі довгожителі - виключно жінки. Уже 19 років мешкає у інтернаті жіночка з перших поселенців. Є ще жителі з 13-річним та 11 - річним стажем. Директор каже, що у інтернаті є й родинні пари.
Питання, чи є рідні у мешканців інтернату - не з легких. Навіть якщо і є, то більшість не вважає за потрібне про це розповсюджуватися. Часто батьки винять дітей у тому, що їхні нащадки щось не так вчиняють, а діти - батьків у тому, що їхні найрідніші люди не приділяли у свій час їм уваги. А бувають і зовсім нестандартні ситуації. Все це досить складно і заплутано. До того ж, це торкається багатьох моральних аспектів і, як уже зазначено вище, ускладнюється ще й загальносуспільним ставленням до притулків. Дехто з мешканців намагається приховати правду.
Наталя Іванівна розповіла про жіночку з одного з сіл району, яка прожила близько 8 років у інтернаті. Привітання і листи їй постійно надходили з Крайньої Півночі Росії. Бабуся говорила, що вони - від племінниці. А перед смертю жінка зізналася директору, що то - не племінниця, а рідна донька. Приховувати ж правду бабуся була змушена через те, що й сама не хотіла їхати у іншу державу, за багато кілометрів із зовсім хворими ногами. По-друге, добре знала, що чоловік доньки був проти її переїзду і поставив ульти-матум:'або я, або мати. Бабуся не хотіла ламати життя доньці, бо в її родині зростало двоє дітей. А ще дуже хотілося, щоб поховали її на рідній землі.
До інтернату доля кожного приводить по-своєму. Приміром, Фекла Василівна Крохмаль з села Містків, з якою довелося спілкуватися, залишилася після смерті чоловіка сама. Дітей Бог їм не дав. Коли жінка відчула, що її покидають сили, то сама вирішила переїхати до інтернату.
- А хто б дома мене панькав, як тут панькають, - каже з сумом жінка, - Хто б навідувався, допомагав, адже мені уже 91 рік життя відміряло. Є у мене в селі племінник, на якого дуже сподіваюся в одному: щоб поховав поруч з мамою у рідному селі.
Фекла Василівна розповідала про своє життя, як ніби про чиюсь долю. Виросла у звичайній селянській родині. Працювала у колгоспі, перед війною встигла попрацювати на заводі ялинкових виробів у Лисичанську. А потім війна. Після війни вдалося їй вивчитися, працювала бухгалтером. Та життя швидко промайнуло...
А Геннадій Гордієнко - один з наймолодших мешканців інтернату. Через трагедію колишній зварник втратив ноги, залишився інвалідом у свої неповні 50 років. Старенькій матері було важко його доглядати, і син сам запропонував віддати його інтернату. Матері нелегко було прийняти таке рішення: мовляв, а що скажуть люди? Та Геннадій каже, що не відчуває себе відірваним від світу. Тим більше - знайшов зміст життя у служінню Богу, після того, як познайомився з братами товариства Свідків їєгових (до речі, у інтернаті двері відчинені для представників усіх релігійних течій). З допомогою нових друзів Геннадій має можливість пересуватися по місту, навіть бувати на релігійних конгресах у інших містах.
Раніше рішення про прийом до будин-ку-інтернату приймалося на рівні керівників району, і було це відносно не складно. Тепер цим займається відділ соціального захисту населення, одначе процедура ускладнилася, потрібно зібрати цілий пакет документів. І за положенням, якщо у бажаючих поселитися у будинок-ін-тернат є діти, то вони мають сплачувати аліменти, або відраховувати гроші на інтернат за утримання їхніх батьків. Всі документи затверджуються у Луганську, звідти приходить і направлення.
На питання чи легше стало інтернату, після того, як його переведено на обласний бюджет, Наталія Іванівна каже, що у фінансовому плані легше. Матеріально-технічне забезпечення соціальної установи досить солідне, і в цьому можна пересвідчитися, відвідавши житлові корпуса. Одначе і район ніколи не відмовляє у допомозі. Директор каже, що установу вважають „своєю", а тому сюди їдуть і з благодійною допомогою, тут часті гості і школярі міста. Виручать на місці і у випадку надзвичайних ситуацій.
Режим життя у інтернаті вільний. Всі, кому дозволяє здоров'я, ходять у бібліотеку, магазини, відвідують лікарню, навіть їздять у гості до знайомих. Приміром, одна з мешканок побувала аж двічі в Парижі у сестри...
І хоча наші будинки-інтернати за рівнем ще не дотягують до заморських, і суспільство наше ще готове сприйняти життя у цих благодійних установах, як природне явище, одначе вони сьогодні виконують важливу соціальну функцію. Бо для багатьох людей, які мешкають там, ці будинки - рятівні острівці їхньої життєвої ріки.

Олена Рагра

Обсудить статью в форуме

У памяти прожитого не отнять

Человек не волен выбирать время, в котором ему приходится жить. Но он может высказать свое суждение о прожитом времени. Если бы меня попросили назвать лучшее время в моей жизни, то я бы назвал 70-е годы прошлого века.
Как и большинство моих односельчан, я не жил в роскоши, не бывал в театрах и ресторанах, не отдыхал у моря, не имел собственного автомобиля, но я имел работу, достойную зарплату и доступную цену на все товары. Я смог построить дом, медицина и образования были бесплат-ными. Общество не делилось на богатых и бедных. Колхозная доярка - Герой Соц-труда и тракторист - депутаты Верховного Совета страны работали в колхозе, и только два раза на год выезжали в Москву на сессию. А чиновники высокого ранга ездили без охраны. Министр сельского хозяйства вместе с начальником областного управления совхозов приехали в село на серой «Волге», переобулись в резиновые сапоги и на совхозном «газике» поехали по фермам.
А сейчас руководитель города (не Сватово - прим. ред.) перед телекамерой на всю страну заявляет, что у него шесть человек личной охраны, и что он им платит из собственного кармана. Он только не договаривает: зачем ему охрана и откуда у него сколько денег.
А ведь все эти благополучия - не дар Божий, за него труженики села платили дорогой ценой, выполняя сталинские пятилетки и восстанавливая разрушенное войной хозяйство.
В 30-е годы крестьянину приходилось думать не только о хлебе насущном, а и о том, во что одеться и обуться. Сейчас конопля является социальным злом, а в то время ее выращивали на всех приусадебных участках. И такого слова, как наркомания, никто и не слышал.
Сам процесс переработки конопли - очень трудный и занимал много времени. В конце лета коноплю убирают и везут к речке. Замачивают на две недели, потом сушат, ломают, отделяя волокна от стеблей. Потом разделяют волокна на небольшие пучки, мнут на полу, босыми ногами, делая эластичными. Прядут на нитки, из ниток ткут полотно, из полотна шьют постельное белье и одежду. Одежда из полотна обладает замечательным свойством: хорошо пропускает воздух и слабо тепло.
В селе большим авторитетом пользовались бондари, так, как все овощи засаливались в кадушках. А кадушки требовали ремонта и замены. Самые большие были с капустой и огурцами, поменьше - с помидорами, а самая меньшая - с соленым творогом, а в средине творога лежали лепешки сливочного масла. Этот продукт - неприкосновенный и стоит до своего часа. Иначе, какая масленица без вареников.
В то время в селе еще не научились консервировать в банках. Мне помнится один забавный случай с начала пятидесятых годов. Из какой-то Луганской базы привезли в село 4 ящика с аккумуляторными пластинами. Кладовщик выписал их на мехмас-терскую, а когда их получили, то заметили, что один ящик отличается от других. Когда его вскрыли, то увидели, что там крышки к банкам. Кладовщик выставил ящик под склад, и там тысяча крышек пришла в негодность. А через некоторое время такие крышки ока-зались дефицитными.
В то время нельзя было представить село без кузницы. Кузнецы - гордость села. Оковать ко-лесо, оттянуть лемех, изготовить подкову, подковать лошадь и множество других операций.
Много лет работал кузнецом в нашем селе Романов И. П. - настоящий мастер золотые руки. Изготовленные ним вещи отличались от заводских. Слыл наш кузнец и большим шутником. Любил изготовленные вещи подбрасывать женщинам и бабкам. Только перед тем хорошо нагревал их в горне. А те, естественно, попадались на «эту удочку». А зрители потом умирали со смеху, когда какая-нибудь неудачница схватит горячую вещь. Но однажды шутки кузнеца потерпели крах. Попалась «умная бабка». Не захотела она оставить горячую тяпку, нашла палочку, подцепила находка и унесла домой. С кузнеца смеялись, а он говорит, мол, в этой игре всегда кто-то проигрывает. Это вам, зрителям, все равно над кем смеяться.
Высоко ценился в селе и труд столяров, плотников. Их руки изготовили множество вещей, начиная от деревянных граблей и, кончая ветряными мельницами. Надо для этого было иметь творческую мысль архитектора и инженера. Ведь не имея образования, без всяких формул и чертежей они создавали сложный по тем временам механизм. Ветряные мельницы имели богатые люди, однако после коллективизации их конфисковали. Но были и исключения, когда и в колхозное время мельницей пользовался хозяин.
В одном соседнем селе мужик собственноручно построил ветряную мельницу и сам ее эксплуатировал. Жили они вдвоем с бабкой, не имели ни земли, ни скота. А мельница была единственным источником дохода. Платили им натурой 10% от переработанного зерна. Когда здоровья хозяина пошатнулось, старуха пришла на помощь. И сначала все ладилось. Но потом механизмы стали приходить в негодность, а ремонт женщине был не по силе. Лопасти расбалансировались и нарушилась их плавность вращения. Весь корпус мельницы качался. А в сильный ветер качка доходила до штормовой. Даже мужики боялись находиться наверху мельницы, засыпать зерно, а бабка это делала лихо, да еще посмеивалась с высоты с мужиков.
Кто знает, чем бы это закончилось, если бы колхоз не построил мельницу с нефтяным двигателем. А старая мельница остановилась навсегда.
А зря отказались от ветродвигателей. Сейчас уже невозможно подсчитать, сколько миллиардов лошадиных сил мы потеряли, улетевших с ветром.

Василий Пономаренко,
с. Гончаровка.

Обсудить статью в форуме


Warning: include(/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php' for inclusion (include_path='./:/usr/local/share/pear/') in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22