Сайт города
СВАТОВО




Крестьянский двор


Историческое устройство дома, двора и приусадебных построек на Сватовщине.



Крестьянская усадьба. Поселения крестьян, которые состояли из зданий, приспособленных для жизни, различных подсобных помещений для содержания животных и хранения продуктов, сформировались на протяжении веков. Подавляющее большинство крупнейших поселений располагались на высоких берегах рек на защищенных от ветра местах. Маленькие поселения Слобожанщины XVІІІ ст. возникли на месте сельских займищ (хуторов, пасек). Основой маленьких поселений южно-украинской степи были временные поселения запорожского казачества - зимовки.
Тип народного жилья - центрально-украинский левобережный степной, имеет слобожанский подтип, к которому мы относимся.
На всей территории Украины сформировался открытый тип двора. Это означает, что земельный участок, прилегающий к дому и хозяйственным сооружениям, всегда оставался под открытым небом. По типу взаимосвязи жилого дома с хозяйственными сооружениями, украинский открытый двор в ХIХ - начале ХХ вв. характеризовался преимущественно независимым размещением жилья. При свободной застройке хозяйственные постройки и дом размещались без определенной системы, подчиняясь особенностями рельефа усадьбы и хозяйственным требованиям ее хозяина.
По размещению дома относительно улицы преобладает приближенное расположение, когда перед домом было небольшое земельное пространство, на котором высаживали деревья, кусты, цветы. Непосредственный выход избы на улицу, ее расположение именно на границе усадьбы, которая прилегает к улице - встречается там, где были рыночные площади и торговые пути.
В конце ХIХ - начале ХХ ст. ограждение двора делалось из тонких стволов деревьев, горизонтально положенных между двойными вертикально вбитыми в землю колонками (верье). Чаще встречались тыны.
Один из старинных крестьянских домов в Сватово "Хата" - общераспространенное на территории Украины название жилой постройки. На Левобережье наряду с этим термином встречается название "хатина". Украинская хата прошла многовековой путь развития от однокомнатных до двух-трех - и многокомнатных сооружений, которым были присущи яркая выразительность, специфика, разнообразие планировки. Усложнения двухкомнатного жилья на Слобожанщине происходило за счет или выделения в сенях еще одной жилой комнаты с печью (теплушки, теплезки, кухни), либо полного преобразования сеней в теплое помещение.
Во втором случае выход устраивали прямо с улицы, в так называемый «прихаток», а состоятельные хозяева пристраивали перед входной дверью еще и крыльцо. Трехкомнатная хата имела расположенные по центру сооружения притворы и расположенные по обе стороны от них жилую комнату и подсобное помещение для хранения продуктов питания, мелкого инвентаря и сезонной одежды (кладовку, клеть). Традиционным типам дома предавали своеобразия такие элементы, как крыльцо (калидор), значительный вынос крыши (подсобные, чердак) и галерея. Дальнейшие усложнения шли через отделения в сенях кладовой (чулана, кладовки), а в жилом помещении - кухни. Традиционный план избы усложняется и за счет пристройки хозяйственных помещений, которые размещались под удлиненным спуском крыши (с накатником, припусницею). На дворе располагались: хлева - для крупного рогатого скота, конюшня для лошадей, саж - для свиней, курятник - для домашней птицы, улей для пчел. Зерно в снопах хранили в житнице; хлеб, муку и т.п. - в амбаре, сено и солому - в сеннике, неочищенную кукурузу - в кошницах. Для хранения сельскохозяйственного инвентаря служил сарай. Эти помещения строили из самых простых материалов. Исключением была кладовая и клуни, поскольку в них хранили драгоценные запасы семьи.

Интерьер дома.

Интерьер крестьянского дома на Слобожанщине Красочная украинская печь всегда занимала внутренний угол избы с одной стороны от входной двери и была обращена своим отверстием к фасадной стене (входной), в которой были окна. По диагонали от печи устраивали парадный угол (покут, красный угол; святой угол, Божий угол), где размещали иконы, украшенные тканью или вышитым рушником, завешанные целебными травами и цветами: перед ними весела лампадка. Иногда для икон делали специальные полочки (божнички), а у зажиточных крестьян были целые домашние иконостасы. Под окнами ставили стол, сбоку размещали длинную деревянную лаву, а с наружной стороны - маленький переносной стульчик. Сбоку от стола находился сундук. Пространство между печью и боковой стеной заполнялся деревянным настилом на столбиках, поднятым на уровень лежанки печи (пол, прымист). Днем он использовался для домашних работ, а ночью служил спальным местом. Вдоль центральной и боковой стены наглухо устанавливали лавы, которые на праздники украшали самодельными ряднами. В углу, противоположном печи, у двери и над ними, размещали деревянные полочки или небольшой шкаф (для посуды), а вдоль центральной стены над окнами, против печи - полку для домашней утвари и хлеба. Для освещения использовали лучины, которые ставили у окна против печи. Традиционная хата имела не менее трёх окон. Делали и маленькое окошко за печью.
Стены дома возводились с плетеным заполнением каркаса. Они имели довольно легкий забор из густо поставленных столбцов, которые скреплялись несколькими рядами горизонтальных балок . Каркас вертикально заплетали лозой, камышом, а дальше с обеих сторон, обмазывали толстым слоем глиносоломы. Такие дома имели разные названия: мазна, мазанка, хворостянка. Строили и бескаркасные дома из самана, солонца. Пол в доме был глиняный. Потолок поддерживался продольными и поперечными балками - сволочками. На них укладывали разного рода настил (из досок или прутьев). Потолок всегда белили. Крышу покрывали соломой, связанной снопиками или внатруску.

Выбор места строительства хаты.

Строительство жилья издавна было одним из важнейших событий. С переселением в новую хату люди связывали свои надежды на счастливую жизнь. Борьба с природной стихией, желанием задобрить ее, стремление обеспечить надежность и прочность нового жилища - все это нашло отражение в своеобразных верованиях, обычаях и обрядах, это выбор места и времени для строительства жилья, его начала, окончания строительства, переход в новый дом.
Выбор места для новой хаты имел большое значение. При решении этого вопроса принимали во внимание удаленность жилья от улицы, рельеф усадьбы, расположение дома относительно сторон света. Для нового жилья пытались найти такое место, которое должно было удовлетворять целому ряду требований:
1. Чтоб огород за хатой и хозяйственными сооружениями выходил к реке, пруду, на долину;
2. Чтоб это место было, по возможности, на целине, где земля "спокойная";
3. На холме, где нет влаги;
4. Там, где утром не бывает росы;
5. Где нет деревьев;
6. Где когда-то водился скот, было в семье согласие и не умирали дети;
7. Где можно было разместить хозяйственные постройки;
8. Где есть удобный подъезд ;
9. Вход в дом должен быть с южной стороны, или с востока.

Следует заметить, что запретов при этом было значительно больше. Так, нельзя строить новую хату:
1. По размеру меньше от старой (чтобы не уменьшилась семья)
2. На месте старой избы (надо хотя бы немного отодвинуться в сторону);
3. На усадьбе семьи, где были пьяницы, воры...
4. Там, где были люди, умершие от «пошести»;
5. Где часто болели;
6. Где были ссоры и развод;
7. Где когда-то убили кого-то, или еще как-то осквернили это место;
8. Где были захоронения, особенно висельников;
9. Где когда-то была церковь, или какое-то святое место;
10. Где молотили (ибо будут черти молотить);
11. На пустырях, выгонах, распутье, перекрестках дорог и на границе;
12. Там, где хата разделяла участок земли пополам;
13. На тропах, дорогах, корчах;
14. На камнях и болотах;
15. Где был погреб или какие-то ямы;
16. Там, где росло дерево, а особенно бузина, терн, груша, калина;
17. Где был хлев или конюшня;
18. Где был мусорник, гноярка;
19. Где скапливалась дождевая вода;
20. Где была хата, которая сгорела от молнии.
Закладывать новую хату, было принято весной и летом. Наиболее благоприятными днями считались вторник, четверг, пятница, суббота.
Нежелательно начинать строительство в високосный год, в понедельник, среду и в праздники, чтобы этот день не был посвящен кому-то из святых мучеников, ибо не доведешь дело да конца. Строительство начиналось рано утром . Жертвенными атрибутами (мелкие деньги, зерно, хлеб, вино, травы, иконы, ладан святая вода, просфорки) хозяева будущего жилья закладывали во все четыре угла дома, или под один так называемый Святой угол (на востоке). Завершение строительства (цветок) сопровождалось возведением на гребень крыши креста с цветками. Потом отмечали новоселье. Непременно жильё освящали, обкуревали его ладаном. Оберегами служили иконы, рушники, которыми украшались окна и двери. В качестве амулетов в избе были чеснок и подкова. Подкову прибивали к порогу или возле него.
Хата была не только объектом, но и весьма содержательным знаком, который выполнял эстетическую и магическую функцию.

По материалам Сватовского районного краеведческого музея