Сайт города
СВАТОВО




Крестьянский быт


Семья и семейные отношения на Сватовщине.



Старшим в семье был мужчина, он распоряжался и руководил всеми членами семьи. Женщина была, в первую очередь, работницей и домохозяйкой. Сватовчанки были трудолюбивые и выносливые, иначе им было не справиться со всей той работой, которая лежала на их плечах. Женщина заведовала почти всем хозяйством, варила, мыла, занималась огородом, следила за детьми, поила и кормила скот. В летнюю жару вязала снопы, сгребала сено на лугу, как бы далеко не отлучалась от дома, к вечеру спешила назад, чтоб загнать овец, накормить свинью, подоить корову и на следующий день, не свет ни заря опять отправлялась в поле. Осенью готовила пряжу и коноплю, а зимой пряла и шила на всю семью.

Во многих слободах женщина как мать, жена и хозяйка пользовалась уважением. Но часто от мужа-пьяницы женщине приходилось выносить обиды и оскорбления, побои.

Без согласия мужа, часто деспотического, жена не могла распоряжаться в доме, не могла даже продать десятка яиц ли курицу для своих нужд.

Не смотря на то, что женщины трудились от зари до зари, муж не очень дорожил ёё здоровьем, и если жена заболеет, часто она была оставлена без медицинской помощи. На уговоры других заботиться о здоровье жены, мужчины часто отвечали: «Ще в череді дві», - то есть можно трижды жениться. Хозяйка, принимая у себя гостей, не должна садиться, а если садилась, то всегда ближе к порогу. Женщины подавали к столу только еду, водкой гостей угощал только хозяин. Когда гости пили чай, невестки развлекали их пением.

В церкви мужчины и мальчики стояли спереди, а женщины и девушки в притворе, который называли «бабник», и там говорили: «Женщина – не мужчина, а баба, и бабский у нё ум». Хотя духовенство неодобрительно относилось к таким разговорам и часто на проповедях говорили, что храм равно разделен на две части (правую и левую) для мужчин и женщин.

Другим было положение женщин преклонного возраста. Муж, умирая, оставлял все имущество ей. Старая женщина пользовалась большим уважением в семье, она давала советы молодым, учила детей молитвам. Она иногда и немолодой могла побить взрослого сына, если считала его виноватым. Тот должен был бесприклонно исполнять ёё волю, боясь высказать ей неуважение.

Женщины преклонного возраста имели власть над молодыми членами семьи: детьми, невестками. Иногда она начинала злоупотреблять своей властью, что нередко становилось причиной семейных ссор. Особенно деспотично свекрухи относились со своими невестками. Воспитанные сыны не должны были вступаться за жену, требуя ее полного повиновения матери.

Тема горькой жизни невестки в чужом доме часто звучала в песнях:
«Я ж думала: батько - горе,
В свекра погуляю,
Ау свекра гірше пекла,
Добра не згадаю».


Издевательства над невестками было достаточно типичным явлением для слобожанских семей. Иногда за подобное преступление даже наказывали.

В Слободах иногда существовала скрытая проституция. Иногда мещанки и городские занимались этим ради хлеба насущного. Крестьяне грешили чаще всего из-за разврата. Среди мужчин придавались разврату и юноши и вдовцы и нередко женатые. Компанию им составляли девки, вдовы, солдатки, иногда и замужние женщины. Разврату, который имел место среди молодежи, способствовал издавна заведенный обычай ходить на «улицу и вечерницы», где юноши и девушки ведя себе свободно и безконтрольно не только двузначно шутили между собой и неприлично ругались, но и ночевали вместе.

Надо сказать, что как женщины, так и мужчины, которые вели подобную жизнь, осуждались общественным мнением слобожан.

Однако, не взирая на все это, слобожане были домашними. Какие ласковые и нежные слова напевали слобожане над колыбельными.

Во многих слободах родители были с детьми ласковыми, хотя и строгими: наказывали их даже за малейшую оплошность. Часто отец мог больно ударить ребёнка деревянной ложкой по лбу только за то, что тот ест неаккуратно, или чавкает, или полез в миску раньше отца. Непослушных детей пороли розгами. В то время это считалось нормой и порка розгами была не только в семье, но и учителями в школе.

Дети для слобожан, прежде всего были работниками, помощниками. На вопрос : «Сколько лет сыну?» - крестьяне обычно отвечали: «Уже пастушок, - работничек, - косарь». Возрасту соответствовало определенное занятие, которым и определялся возраст ребенка.

Участие детей в домашней роботе было необходимостью в крестьянских семьях. На собственном опыте дети осваивали премудрости ведения хозяйства, тем самым готовились к будущей самостоятельной взрослой жизни. Осваивание навыков крестьянского труда – вот самое главное, что сватовчане давали своим детям. Наивысшей моральной ценностью слобожане считали трудолюбие.

По материалам Сватовского районного краеведческого музея