Сайт города
СВАТОВО




Крестьянский быт


Календарные праздники и обряды жителей Сватовщины.



Календарные праздники и обряды - сложный фольклорный комплекс, в котором соединяется рациональный опыт и религиозно – магические вероучения, высокоэстетические традиции и житейские привычки.
Долгие столетия через праздники и обряды старшие поколения передавали молодым свою любовь к труду, свободолюбие, гостеприимство, жизнерадостность. Праздники удовлетворяли духовные и эстетические нужды народа, в них проявлялись его чувства, таланты и способности.
На Сватовщине народные и церковные праздники всегда были очень популярны. В дореволюционный период все связанные с этими праздниками обычаи, традиции и запреты свято соблюдались.
На площадях проходили традиционные праздничные ярмарки. В семьях задолго до Великих и Двунадесятых праздников готовились к их встрече. Рождество и Пасха были главными среди всех крестьянских праздников.
Традиционные праздники и обряды все более активно входят в систему современной культуры. В нынешних условиях накапливается опыт провидения таких массовых сезонных праздников, как Новый год, проводы зимы (Масляная), Ивана-Купала, и другие.

Свят Вечер – вечер 24 декабря, вечер перед Рождеством. К Свят Вечеру готовили четко определенное количество блюд (7-9 или 12), используя всевозможные в хозяйстве продукты, за исключением скромных. На Свят Вечер было принято чтить умерших и живых родственников. Для первых оставляли остатки еды на столе (мыть посуду в этот день считалось грехом), к живым посылали детей с праздничными блюдами. Принимая их, хозяева благодарили и тоже передавали такие самые блюда со своего стола. Это символизировало сплоченность семей. Детей, которые приносили ужин, угощали, одаривали гостинцами.

Новый год – одно из самых популярных и самых известных календарных праздников. Вечер 31 декабря называли Щедрым, потому что к нему готовили щедрый праздничный стол. Распространенными были многочисленные новогодние приметы и гадания. Яркий игровой характер имели гадания о женитьбе или замужестве.

«Маланки» (в день церковного праздника преподобной Мелании римской) - традиционный новогодний обряд с использованием обрядового персонажа – Меланки – играл парень, переодетый в женский народный костюм. Другие роли тоже исполняли парни. Только иногда меланкували и девушки. Маланка – изображала хозяйку, что все делает из рук вон плохо.

«Щедрование» - давний обычай новогодних обходов, во время которых группы щедровальников (молодежь) песнями славили хозяев: желали им здоровья и богатства, за что получали вознаграждение . Щедривки пели отдельно хозяину, хозяйке, парню, девушке, всей семье. Были щедривки шутливые, пародийные.

Посыпание – первый день нового года по Юлианскому стилю взрослые и дети, в основном мужского пола, ходили от дома к дому, символически засевая хлебные зерна и желая хозяевам счастья, здоровья, щедрого урожая. Посыпальников, ходивших небольшими группами, принимали как самых желанных гостей, приглашали сесть к столу «чтоб хорошо все сидело», или «чтобы сваты сидели». Посыпальников угощали яблоками, пирожками, сладостями, часто давали и мелкие деньги. Зерно, которое они разбрасывали по дому, хозяйка собирала и давала курам, чтобы лучше неслись.

Крещение – (водохрещя) – отмечалось 6-го января по Юлианскому календарю и знаменовало окончание двенадцатидневных святок. Весь день пятого января придерживались строгого поста. К вечеру шли в церковь, где шла праздничная служба, которая заканчивалась освящением воды. Принеся в горшке или в бутылке освященную воду домой, хозяин окроплял ею всех членов семьи, дом, двор, колодец , скот, птицу. Люди верили в чудодейственные свойства святой воды. Ёё давали детям которых сглазили, людям которые умирали, больным животным, особенно ценили ее пасечники.

Масляная – старославянский праздник, который проводится в честь весеннего пробуждения природы (конец января, начало марта). Это была масляная неделя перед Великим постом. В наши времена элементы традиционной масляной используется в праздники «проводы зимы»

«Благовещение» - важная ветвь земледельческого календаря слобожан. По народным представлениям, только после благовещенья можно было начинать сельскохозяйственные работы. До этого «беспокоить» землю считалось большим грехом.

Пасха самый большой христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Отмечается в первую неделю весеннего равноденствия, полного месяца, обязательно отдельно от иудейской пасхи.
За неделю до пасхи в вербную неделю в церкви святили вербу. От вербной недели начинали активную подготовку к пасхе. Варили яйца, красили их, начиняли колбасы, пекли «паску». В весеннем цикле значительное место занимают обряды, связанные с культом предков. Мертвых родственников проведывали, как правило, в первую неделю после пасхи (проводы, гробики, красная горка). На кладбище несли пасхи, яйца, другие блюда и обедали прямо на могилках. Кое-где повязывали рушники на крестах. В этот день обязательно кормили стариков и раздавали милостыню «за упокой души». Дети ходили по кладбищу собирая лежащие на могилах гостинцы. Эта традиция бытует и сегодня.

Зеленые праздники (Св. Троица) – праздновалась на 50-й день после пасхи. На кануне зеленой недели, в субботу, что называлась «клечальной» или «квитчальной», обязательно украшали двор и хозяйственные пристройки «клечаньем» - зелеными ветками клена, вербы, акации, ясеня, ореха, дуба, и др. Запрещенным деревом считалась осина, на которой, по преданию, повесился иуда Искариот. Ветки втыкали в стриху, на воротах, возле окон, за иконой. Пол застилали пахучими травами: любистком, мятой и т.д.

Маковея (первое августа по старому стилю) – в этот день в церквах вместе с колосом святили головки мака. Дома пекли пироги и коржи с маком. Освященные на маковее травы хранили за иконами, как целительное зелье. В этих травах купали больных, пили отвары, давали животным.

Спас (19-го августа) – этот день был, как бы, вершиной радости крестьянина достигшего плодов своей деятельности. По традиции святили яблоки, груши, мед, калачи из муки нового урожая. После церковной службы угощали друг друга пирогами и фруктами, особенно детей и стариков. Большим грехом считалось есть яблоки и груши до спаса. Этого запрета придерживались особенно родители, которые потеряли детей, и дети, которые потеряли родителей.

Покрова (1 октября по старому стилю) - до начала октября заканчивали посев озимых. В это время начиналось время свадеб, которое продолжалось две недели до Филиппового поста. Девушки, которые хотели выйти замуж в этом году, молились: святая Покровонька, покрой мне головоньку.

По материалам Сватовского районного краеведческого музея