Сайт города
СВАТОВО




Сватовчане - пособники фашистской Германии



Сторонники и пособники оккупантов

Великая Отечественная война - самое тяжелое испытание, которое довелось пережить нашим людям, нашей стране. Правду говорят, что в годины тяжких испытаний всякий человек обнаруживает своё нутро. И когда одни, жертвуя собой идут на фронт, чтобы защитить свою Родину, либо остаются в тылу и воюют с оккупантами здесь, другие - наоборот, спешат услужить "новой власти", в мгновение ока меняя не только лозунги и партбилеты, что ещё можно как-то понять и простить, но и свою Родину, землю своих праотцов.
Не хочу окрашивать все в черно-белые тона, дескать были герои с одной стороны и предатели с другой. Это не совсем так. Были ещё и просто малодушные люди, были и те, кто вынужденно служил фашистской власти, спасая своих родных. Все они давно получили оценку своих дел и не только перед судом победившей Советской власти, но уже и перед судом Божьим.
Кстати, что касается советского суда, который многим представляется исключительно как ужасный карательный орган, бесчеловечный и преступный по своей сути – так даже этот суд, проходивший над изменниками Родины и пособниками оккупантов почти сразу же после освобождения Сватовщины в 1943 году, далеко не всех приговорил к высшей мере наказания, а многих, после отбытия ими сроков в лагерях и тюрьмах, реабилитировал.
Но вернемся к истории. В данной статье будут приведены документальные свидетельства, опубликованные в журнале «Бахмутський шлях» (В. Семистяга Національно-культурне життя на Сватівщині (1942-1943 рр.) Бахмутський шлях №1/2 2003)
С 8 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года Сватовский район, в нынешних его границах это Сватовский, часть Мостовского и часть Нижнедуванского районов, находился в оккупации. Новая власть немедленно начала устанавливать здесь свой, «новый порядок», основанный на терроре, растрелах и грабежах местного населения. Все трудоспособное население гнали на ремонт дорого, мостов, ремонт предприятий и сельхозработы, чтобы обеспечить необходимую инфраструктуру для дальнейшего наступления немецкий войск. Кроме того, население обязано было сдавать продукты, теплую одежду, скот и платить денежные налоги. А в это время в Сватовской психбольнице от голода умерли 213 больных. В первые же дни оккупации при помощи предателей коммендатура составила списки советских и комсомольских работников для расстрела и молодежи для отправки в Германию. За время фашистской оккупации расстреляно 142 человека, отправлены в Германию 2320 человек.
Однако далеко не всем жилось плохо при новой власти, далеко не всех расстреливали, увозили в Германию и заставляли работать за пайку в 100 грамм хлеба. Были и те, кому немецкая оккупационная власть платила хорошую по тогдашним меркам зарплату, оперативно предоставила помещение, разрешила открыть свою типграфию, издавать газету, проводить агитацию, свободно ездить по оккупированной территории. И это были ни немцы, ни румыны или итальянцы, пришедшие вместе с фашистской оккупационной властью, это были наши, сватовчане.

«Анализ доступных источников свидетельствует, что на Луганщине большую роль в развертывании национально-культурного движения сыграли педагоги, которые работали у разного рода административных органах оккупационной власти. И возобновление работы и развертывание сети культурно-образовательных заведений шло именно через них. В частности, при Сватовской городской управе ими был создан отдел культуры, образования и воспитания. Возглавил его прежний выпускник Одесского университета, по специальности учитель физики и математики, самодеятельный артист И.М. Гордиевский. Ему помогали штатные работники отдела В.Х. Ильченко и К.Х. Шмыгина.
В.И. Ильченко - коренной сватовчанин. По завершении Старобельских педагогических курсов учительствовал в родном городе. В 1940 году был отправлен на Ривненщину, где преподавал историю древнего мира в Клевенской СШ. Тогда же вступил на первый курс заочного отделения исторического факультета Ровенского пединститута, и накануне войны, был принят кандидатом в члены КП(б)У и избран на районной конференции сначала вторым, а затем и первым секретарем Клевенского райкома комсомола. После нападения Германии на СССР - боец 25-го отдельного путевого батальона. Не сумев избежать вражеского окружения, с группой бойцов попал в плен и был отправлен в концлагерь в г. Хорол на Полтавщине. Убежать сумел только со второй попытки и летом в 1942 г. добрался до оккупированного немцами Сватово. Чтобы не быть вывезенным в Германию, пошел работать в упомянутый отдел техническим секретарем.
К.И. Шмыгина родом из с. Кабанье (ныне Краснореченское) Кременского района. С семьей жила в Сватово. в 1941-ом году она закончила физико-математический факультет Харьковского университета и была принята на работу сотрудником Харьковской астрономической обсерватории. С 1 сентября в 1941 г. преподавала физику и математику в старших классах одной из сватовских школ. Не сумев эвакуироваться в советский тыл, осталась на оккупированной территории. Чтобы спасти себя и сестер от отправки в Германию, также пошла работать в вышеупомянутый отдел.
Создана И.М. Гордиевским структура была искусственной в системе администрации оккупационной власти, потому что дублировала функции районного отдела образования. Но в процессе деятельности именно она консолидировала культурно просветительские силы района, способствовала подъему национального самосознания украинцев, образованию и материально финансовому обеспечению местной ячейки "Просвіти", а позже полностью слилась с ней.
Структурно Сватовская "Просвіта" строилась на тех же программных и организационных принципах, что и харьковское общество. Не случайно ее организатор И.М. Гордиевский был избран председателем ячейки. Этому способствовало то, что именно он наладил контакты с "Просвітой" Харькова, ознакомил с ее деятельностью и уставными документами местную общественность. Он же и созывал в конце августа 1942 г. первые организационные собрания, на которых в количестве 30-40 человек присутствовали руководители украинского "самоуправления" в системе немецкой оккупационной администрации города и района.
На этих собраниях И.М. Гордиевский ознакомил собравшихся с уставом "Просвіти", разъяснил ее организационные и идейные принципы. Отметил, что создается просвитянский, а не какой-то другой коллектив. Собравшиеся засвидетельствовали свое согласие и тайным голосованием избрали руководящие органы - совет из семи членов и трех кандидатов и ревизионную комиссию.»
«Член совета М.А. Алексеев свидетельствовал, что на первых организационных собраниях присутствующими поднимались вопросы объединения и сплочения «національно-свідомих» граждан в единственную украинскую политическую силу. Именно на таких позициях стояли И.Г. Усов, И.М. Гордиевский, О.А. Ирха, Н.О. Божинский, Филоненко, которые видели тесную взаимосвязь между развитием украинской государственности, национальной культуры, и воспитанием населения в духе патриотизма»
«Обязанности членов совета были распределены на ее первом организационном заседании после проведения общих собраний просвитян и образования ячейки "Просвіти". Председателем совета общества утвердили И.М. Гордиевского, его заместителем - С.В. Протопопова, секретарем - К.И. Шмыгину. Члены совета В.И. Ильченко, В.К. Чернуха, М.А. Алексеев, М.И. Бочаров, а также кандидаты в члены совета И.З. Запорожец, П.О. Кудряш и В.И. Евтушенко возглавили разные направления просвитянской работы»
«На следующий день после организационного оформления "Просвіта" получила помещение из четырех комнат и въехало туда. Это была часть дома прежнего районного суда. Кроме комнат председателя и секретаря общества, другие две были отведены под библиотеку с читальным залом и залом собраний и заседаний. В то же время было составлено и отпечатано в местной типографии несколько сот экземпляров
"Відозви до українського народу" и "Відозви до сватівців", в которых Сватовчан призывали быть лояльными оккупационной власти. А еще через день под желто голубыми флагами в местном театре им. С.М. Кирова (районном Доме культуры) провели первое большое мероприятие - платный тематический вечер. Его программа состояла из двух частей: лекции И.М. Гордиевского "Відродження української культури" и выступления коллектива художественной самодеятельности под руководством С.В. Протопопова. Во время проведения вечера среди собравшихся в зале распространили напечатанные воззвания и осуществили запись новых членов в общество. Вырученные средства направили на последующее развитие культурно-образовательной работы.
Особенное внимание совет уделил созданию собственного печатного органа. Сначала выпускали цветную двухнедельную стенгазету "Промінь", для чего образовали редколлегию из семи лиц: И.М. Гордиевский - редактор, члены редколлегии, - В.И. Ильченко, О.И. Вишневецкий, Полищук, Пасечник, И. Комишан и Г. Ткаченко.
Невзирая на достаточно квалифицированный состав редколлегии, достичь регулярности выхода газеты не удалось. Вышли всего два номера в нескольких экземплярах, где были помещены заметки И.М. Гордиевского, В.И. Ильченко, О.И. Вишневецкого и других. Позже учредили многотиражную газету "Новий шлях", которую печатали в собственной типографии.
Об активности руководящих органов "Просвіти" свидетельствуют регулярные еженедельные заседания совета. Проводились они каждую пятницу или каждую субботу. Как правило, первым вопросом повестки дня всегда шла речь о росте ячейки. В канун заседания К.И. Шмыгина разносила по учреждениям и предприятиям города предварительно напечатанные в местной типографии просвитянские анкеты. Руководство раздавало их служащим и рабочим, которые желали вступить в общество, поощряло их к такому шагу. Но этого было малоо. По уставу каждый, кто вступал в "Просвіту", собственноручно писал заявление с просьбой принять его в члены общества и заручался поддержкой двух поручителей. Кроме тех, кто вступил в общество на первых организационных собраниях и во время массовых мероприятий, совет до начала вступления первых частей Красной Армии на территорию района, принял в "Просвіту" не менее 60 лиц. Были даже напечатаны бланки членских билетов, но заполнить и вручить их не успели.
Кроме членов совета, активность по привлечению к "Просвіте" новых членов проявили Ф.М. Христис - директор театра, И.Д. Потапенко - актер и староста драматичного кружка, В.И. Колисниченко - староста хорового кружка, О.О. Ермоленко - начальник районной полиции и член хорового кружка и другие.
На заседаниях совета рассматривались также вопросы организации кружков художественной самодеятельности, открытия филиалов общества, в селах, в частности в Гончаровке, Райгородке, Преображенном и Нижней Дуванке, работы городских мастерских с условием перевода полученных прибылей на потребности культурно-образовательной деятельности, создания собственного печатного органа, поездки, в Харьков за литературой и ознакомлением с опытом работы местной "Просвіти", выезда городского театра, в Германию для культурно-художественного обслуживания украинцев, вывезенных на принудительные и каторжные работы. Обсуждались и личные заявления членов общества.
Выполняя установки совета, общество учредило разного рода мастерские: часовую, кройки и шитья, художественную и тому подобное. В ведении "Просвіти" находился также местный театр (прежний районный Дом культуры), в котором работали хоровой, танцевальный, драматичный кружки, оркестр и местная типография, коммерческий магазин.
В районном банке "Просвіта" имела текущий счет, распорядителем которого был председатель совета. О содержательной работе этих структур свидетельствует тот факт, что все они были прибыльными, а их работники регулярно получали зарплату и продовольственный паек. За этими успехами стояли достаточно большие усилия самого И.М. Гордиевского. Ведь, кроме этого, он открыл и наладил работу библиотеки украинской классики. Как художественный руководитель театра, подготовил и осуществил постановки спектаклей С.Ф. Черкасенка "Про що тирса шелестіла...", М.Л. Кропивницького "Пошилися в дурні", Г.Ф. Квітки-Основ'яненка "Сватання на Гончарівці", М.П. Старицького "Панське болото, або не судилось" та "Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці", І.Я. Франка "Украдене щастя", а також — "На перші гулі", "Безталанна", "Бувальщина" и тому подобное.
Достаточно плодотворно работал и специализированый художественно театральный совет "Просвіти", основная цель которого заключалась в утверждении репертуара коллективов и подготовки его как художественно-творческого произведения наивысшего сорта на усмотрение зрителя. После реорганизации в декабре 1942 г. в ее состав вошли семь человек во главе с руководителем театрального хора и новым председателем совета "Просвіти" С.В. Протопоповым. Его заместителем был В.И. Ильченко. Кроме них, творчески работали: кандидат в члены совета "Просвіти", режиссер театра В.И. Евтушенко, директор театра Ф.М. Христис, директор оркестра театра О.Г. Стець и супруги из этого же театра - режиссер и руководитель эстрадной группы М.А. Покровский и руководитель танцевального коллектива и сольно вокальных номеров - З.И. Покровская.
В конце октября в 1942 г. в работе просветительского объединения произошли перемены. Дело в том, что идея И.М. Гордиевского создать театральный коллектив и выехать в Германию для культурно просветительского обслуживания украинцев, которые принудительно находились там, не увенчалась успехом, т.к. часть самодеятельных артистов не желала покинуть Сватовщину и выехать на чужбину. Тогда он сам выехал в Харьков с надеждой осуществить задуманное совместно с харьковским театральным коллективом.
А еще через несколько дней после его отъезда С.В. Протопопов в помещении городской управы собрал всех просвитян и провел общие собрание. Проводилось оно опять же при активном участии украинской "самоуправы" - украинцев, которые работали в органах оккупационной администрации.
Заслушав сжатый отчет о работе общества, присутствующие тайным голосованием избрали новые руководящие органы "Просвіти". Членами совета избрали С.В. Протопопова, В.И. Ильченко, К.И. Шмигину, В.К. Чернуху, М.А. Алексиева, О.О. Ермоленко и П.А. Кудряша. Кандидатами в члены совета стали В.И. Евтушенко и К.П. Стельмах, а членами ревизионной комиссии - М.И. Бочаров и И.З. Запорожец. В тот же день на внеочередном заседании совета тайным голосованием избрали председателя "Просвіти". Им стал С.В. Протопопов. Его заместителем избрали В.И. Ильченко, а секретарем К.И. Шмыгину.
Глава совета С.В. Протопопов не только осуществлял общее руководство обществом, но и занимался разного рода организационными вопросами. В.И. Ильченко отвечал за проведение культурно-массовых мероприятий и занимался хозяйственными делами. Рост рядов организации обеспечивал О.О. Ермоленко. А финансовые дела вели М.И. Бочаров и В.К. Чернуха.
Изменился и состав редакционной коллегии издания "Просвіти". Теперь главным редактором газеты "Новый шлях" был избран О.И. Вишневецкий. Но в действительности его функции выполнял В.И. Ильченко. В состав редколлегии вошли также Шмыгина, Пасечник и Евтушенко, им удалось издать два номера газеты общим тиражом 400 экземпляров.
Сватовская "Просвіта" получала и распространяла на территории района также другие газеты. Среди них харьковская "Нова Україна" и луганская "Нове життя".
Массовые мероприятия, как и раньше, просвитяне проводили в местном театре. Кроме драматической студии, здесь активно действовали музыкальные коллективы. В частности, хор "Просвіти" насчитывал 40 лиц. Здесь были и те певцы, которые принимали участие в художественной самодеятельности Сватовщины до оккупации района немцами. Большинство из них были беспартийними. Но были члены и кандидаты в члены КП(б)У, комсомольцы. Не все они вступили в общество. Особенно это касалось русских, которых по уставу не принимали в ячейку. Но нередко были и такие случаи, когда русские прятали или уничтожали собственные документы, а при получении новых в местной полиции заявляли, что в действительности они являются украинцами. Так поступила В.И. Колисниченко. Русская по национальности, учительница по специальности, она пела, танцевала, была старостой женского хора. Но для того, чтобы вступить в "Просвіту" и поехать в Германию в составе театральной группы, которая бы выступала перед вывезенными на чужбину соотечественниками, она изменила национальность и получила новый паспорт. Активное участие в работе хорового коллектива принимала русская, кандидат, в члены КП(б)У М.М. Артюх. В состав хорового коллектива записывались и целыми семьями.
Кроме украинского пели на немецком и итальянском языках.
Работа в хоровом коллективе материально поощрялась. Так певец-бас Г.П. Скрипник принял участие в пяти концертах "Просвіти", где исполнялись исключительно украинские песни, за что получил 400 карбованцев.»
Своё внимание оккупационная власть уделяла не только песням и пляскам в исполнении полицаев и предателей. Не забывали немцы и о школах, чтобы, если таковые есть, воспитывали детей в «нужном русле».
«Оккупанты позволили в сентябре в 1942 г. открыть классы, в основном начальные, для того, чтобы по специальной программе детей учили только считать, читать и писать. Из третьего класса предусматривалось обязательное изучение немецкого языка.
…из школьных библиотек, по указанию военных комендатур, изымались учебники и пособия, произведения украинских и мировых классиков. До работы с детьми была допущены лишь четвертая часть учителей, которые по тем или другим причинам остались на оккупированной территории. В первую очередь те, кто получил образование до революции, кто происходил из зажиточных семей, кто преследовался советской властью и был ее противником.
Для того, чтобы учителя не отказывались от работы с детьми, им эпизодически выдавали до 200 гр. хлеба и чисто символическую плату. Даже заведующий Сватовского районного отдела образования О.И. Вишневецкий получал в довоенных ценах до 300 карбованцев.
До педагогической работы в школе не допускали членов КП(б)У и ЛКСМУ, советских активистов, учителей истории. Педагогов, которые отказывались сотрудничать с оккупантами и пропагандировать идеи нацизма, преследовали, принудительно отправляли в Германию или вынуждали выходить на ремонт местных автогужевых путей без всякой оплаты труда.
Не во всех населенных пунктах были открыты и действовали учебные заведения даже самого низкого типа. В Сватово, например, регулярно занятия проводились только в железнодорожной школе.»
«После вступления в Сватово Красной Армии руководители и активисты "Просвіти" были арестованы. После проведенного следствия часть из них была расстреляна, а часть осуждена на заключение в лагерях. … часть из них после многочисленных жалоб, отбыв полный срок заключения и ссылки, была реабилитирована. Много просвитян даже в условиях независимости государства, за которое боролись, не реабилитированны до этого времени и реабилитации, согласно действующему законодательству, не подлежат.
Здесь следует заметить, что туманное слово "часть", применяемое автором В.Семистягой в вышеуказанной статье, означает 5 человек руководства. Об этом смотрите выписки из архивных документов, приведенные ниже. Трое из этих пяти были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны, а двоих приговорили к 10 годам лагерей, но затем Военный Трибунал Киевского военного округа 11 января 1957 года приговор Военного Трибунала войск НКВД Украинского Округа от 16-17 апреля 1943 года по протесту прокурора отменил, дело о них производством прекратил за отсутствием в их действиях состава преступления.
Документы свидетельствуют: основным фактором, который способствовал «возрождению культурной и духовной жизни» в годы оккупации, было создание Украинских Национальных Советов во Львове и Киеве. Именно они стали органами национально политического самоуправления, которые повлияли на процесс создания украинских обществ и организаций национально государственнического направления. Ведущее место среди них именно и заняли ячейки "Просвіти". К тому же, инициатива их создания достаточно часто принадлежала группам ОУН. Об этом свидетельствует сообщение о "Украинском движении сопротивления" командующего полиции безопасности СД к берлинскому руководству от 23 октября в 1943 г., в котором отмечалось: "Делаются попытки сторонников ОУН проникнуть в культурные, научные и другие неполитические организации с целью направления их деятельности в националистическом духе... Особенное внимание уделяется украинскому культурному объединению "Просвіта".
Вот почему дело Сватовской "Просвіти" находилось на постоянном контроле наркома внутренних дел УССР В.Т. Сергиенка, а о ходе следствия над ее организаторами и активистами регулярно информировали первого секретаря ЦК КП(б)У Н.С. Хрущева. Обвинительные документы по окончании следствия 9 апреля в 1943 г. также лично утверждал В.Т. Сергиенко.»

  • Выписка из протокола допроса В.И. Евтушенка о деятельности Сватовской "Просвіти"
  • Выписка из обвинительного заключения НКВД УССР
  • Приговор Военного Трибунала войск НКВД Украинского округа по делу организации "Просвіта"
  • Выписка из решения Луганской областной прокуратуры о невозможности посмертной реабилитации В.И. Ильченка, М.А. Алексеева и П.А. Кудряша.

    По материалам Сватовского районного краеведческого музея и журнала «Бахмутський шлях» (В. Семистяга Національно-культурне життя на Сватівщині (1942-1943 рр.) Бахмутський шлях №1/2 2003)


  • Warning: include(/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22

    Warning: include() [function.include]: Failed opening '/sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/_lm8ea8f138e7abf12fd3b69de62a906877/linkmoney.php' for inclusion (include_path='./:/usr/local/share/pear/') in /sata1/home/users/newsedu/www/www.svatovo.lg.ua/footer.php on line 22